Практические работы по ТиТЭОД 6 семестр
Общие рекомендации: базовые понятия темы отрабатываются со словарями (педагогическими, экологическими) https://dic.academic.ru/
Задания для студентов и задания "Портфолио работ" прорабатываются индивидуально к каждому занятию письменно.https://makashina.ucoz.ru/blog/zadanija_dlja_sozdanija_quot_portfolio_rabot_quot_po_titehod/2013-09-11-43
Разработка занятий и других форм экологической деятельности детей осущетсвляется с учетом выбора возрастс, темы и сопорой на ФОП ДО (см. ссылку ниже).
Литература: Николаева, С. Н. Система экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие [Электронный ресурс] /С.Н.Николаева, 2-е изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 256 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт) ISBN 978-5-16-011275-6 - Режим доступа: https://znanium.ru/catalog/document?pid=518886
ФОП ДО
https://docs.yandex.ru/docs/view?url=ya-browser%3A%2F%2F4DT1uXEPRrJRXlUFoewruCyJbiJdd8-gKng1BWyD3mhaEy-7tRQF2uTCWJP3YEhx7JSpFMYRMHeCicTbPe6bhIY1VfEpQzE9yjrfrqTbCWuHrgnq6Wq9Fl7iDRMMUqIL7Iio_qF9l4s9Py6TO7uzDQ%3D%3D%3Fsign%3DAnornnV6BsAqbMhzHFYJhKcIW14BzZFYmnLESwEF6zk%3D&name=fop-do.docx&nosw=1
ФГОС ДОhttps://shkolastarotimoshkinskaya-r73.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/userfiles/DetSad/FGOS_DO_v_deystvuyuschey_redaktsii_s_17.02.2023.pdf
Газина, О.М. ,Зебзеева, В.А., Серебрякова Т.А. Фокина В. Г.
1. Педагогические условия экологического образования дошкольников
ЦЕЛЬ: усвоение обучающимися педагогических условий экологического образования, требований к содержанию животных и растений в условиях детского сада.
БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ: педагогические условия, аквариум, уголок природы
- Какое воспитательное и образовательное значение имеют уголки природы в детском саду? Чем следует руководствоваться при подборе растений и животных для уголка природы в детском саду? Каковы условия размещения объектов в уголке природы?
- Зарисуйте аквариум как экосистему. Пропишите правила ухода за рыбами в аквариуме.
- Выбрав возрастную группу дошкольников, заполните таблицу: «Растения и животные уголка природы».
№
|
Название
|
Морфо-физиоологические особенности
|
Содержание
|
Уход
|
1
|
Земноводные
|
|
|
|
2
|
Пресмыкающиеся
|
|
|
|
3
|
Птицы
|
|
|
|
4
|
Млекопитающие
|
|
|
|
5
|
Комнатные растения
|
|
|
|
- Заполните таблицу: «Особенности полива, мытья и опрыскивания комнатных растений»
5. Выпишите требования к размещению деревьев и кустарников на территории детского сада, подтверждение из СанПиНа https://pokupki-uslugi.ru/wp-content/uploads/2023/06/sanpin-1.2.3685-21-1.pdf
6. Представьте разработанное методическое пособие, дав его методическое обоснование.
7. Разработать проект организации одного из компонентов экологически развивающей среды. Определить в ней место деятельности детей. Поясните его методическое значение. Задание 1«портфолио работ».
2. Формы организации детей при ознакомлении их с миром природы
БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ: форма организации, занятие, типы занятий, экскурсия, прогулка, экодосуг, экоакция, экопраздник
ЦЕЛЬ: способствовать усвоению обучающимися сущности и специфики разнообразных форм обучения, их классификации; сформировать умение моделировать различные формы обучения, организовывать познавательную деятельность дошкольников в разных формах организации детей при ознакомлении их с природой.
1. Разработайте занятие (определите его тип, сформулируйте программное содержание, продумайте наглядность, ход беседы) на любую из тем для детей любого дошкольного возраста. Задание 2«портфолио работ»
2. Составьте план и раскройте методику проведения экскурсии для старших дошкольников. Какие образовательно-развивающие и воспитательные задачи решает подобранный Вами материал? Какие методы Вы будете использовать?
3. Разработайте экологическую акцию для детей любого дошкольного возраста.
4. Разработайте листовку для любой международной экологической акции Задание 3 «портфолио работ»
5. Продумайте методику проведения экологического праздника (досуга) для детей любого дошкольного возраста, обосновав их роль.
3. Практические методы организации дошкольников при ознакомлении их с миром природы
ЦЕЛЬ: усвоение сущности базовых понятий, технологии применения различных методов обучения; формирование умений проводить сравнительный анализ классификаций методов обучения, распознавать методы обучения, решать педагогические задачи.
БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ: метод обучения, игра, наблюдение, беседа, чтение художественных произведений, опыт, эксперимент, труд, проект.
- Определите содержание возможных наблюдений в следующей ситуации: в летнее время воспитатель приходит с детьми на участок детского сада, где густо растет липа и летают пчелы. Ситуацию можно взять по выбору студента. Задание 4«портфолио работ». Задание оформите в виде таблицы.https://makashina.ucoz.ru/blog/k_voprosu_gotovnosti_budushhego_pedagoga_provedenija_nabljudenij_v_prirode_s_doshkolnikami_v_kontekste_strategii_obrazovanija_dlja_ustojchivogo/2016-02-15-86 -ссылка на статью
- Проанализируйте цикл наблюдений за птицей (золотой рыбкой), выделите наблюдения, которые посвящены: ее морфологическим особенностям, ее поведению, среде обитания. Объясните, как разные наблюдения связаны между собой, как они отражают в целом морфофункциональную приспособленность животного к определенной среде обитания. Проанализируйте данный цикл наблюдений с других позиций – выделите наблюдения, которые расширяют кругозор детей, помогают развивать нравственные чувства, формируют доброе отношение к природе, воспитывают готовность действовать практически, созидать на благо живого, развивается эстетическое восприятие природы и умение замечать ее красоту.
- Подготовьте и проведите экологический опыт и эксперимент для детей дошкольного возраста, обосновав свой выбор.
- Базируясь на методику, организуйте дежурство в уголке природы с детьми подготовительной группы. Почему в процессе дежурства нужно осматривать питомцев уголка природы и наблюдать за ними? Почему забота о живых существах, создание для них хороших условий – главный метод экологического воспитания детей?
- Каково содержание труда детей на земельном участке? Каким сельско-хозяйственным инвентарем можно пользоваться детям разных возрастных групп при работе на земельном участке?
- Разработайте экологические паспорта комнатных растений. (на примере 3 растений). Задание 5 «портфолио работ».
- Продумайте игру на любую тему. Определите сюжет, роли, атрибутику, ход игры, программное содержание 6. Задание «портфолио работ»
4. Словесные методы организации дошкольников при ознакомлении их с миром природы
ЦЕЛЬ: усвоение сущности базовых понятий, технологии применения словесных методов обучения; формирование умений проводить сравнительный анализ классификаций словесных методов обучения, распознавать словесные методы обучения, решать педагогические задачи.
БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ: беседа, чтение художественных произведений, рассказ, рассказ-загадка
- Осветите требования к художественной природоведческой книге и методике ее использования в разных возрастных группах дошкольников.
- Проработав ФОП ДО, сделайте подборку художественных произведений о природе для детей дошкольного возраста разных возрастных групп
- Сделайте подборку рассказов-загадок для ознакомления детей с природой. Подберите 1 рассказ-загадку, представьте методику его использования.
- Проанализируйте художественное произведение о природе. Задание оформите в таблице, ориентируясь на пример ниже.
Автор и название художественного произведения о природе
|
Задачи использования литературы
|
Вопросы беседы
|
Г. Скребицкий «Колючая семейка»
|
Обогащение экологических знаний
|
-О какой «колючей» семейке идёт речь в рассказе?-Как вы думаете, зачем им нужны колючки?-Почему ежи сворачивались в клубочки, когда ребята их трогали?-На каких животных охотятся ежи?
|
Побуждение интереса к природе
|
-Какое время года описывается в рассказе?-Что собирали ребята?-Какая земляника?-Кто кружился над цветами?-Чем кормили ребята ежей?
|
Побуждение к эмоциональному переживанию
|
-Почему ежиха не дала своему ежонку полакать молока из блюдца?
|
Знакомство с образцом для подражания
|
-Как вы думаете, хорошо поступили ребята, что накормили ежей?
|
Осуждение негативных поступков людей
|
-А хорошо ли сделали ребята, что взяли ежей домой?-Почему нельзя держать дома диких животных?
|
5. Взаимодействие детского сада с семьей в экологическом воспитании дошкольников
ЦЕЛЬ: усвоение сущности базовых понятий темы, технологии вопроса сотрудничества детского сада и семьи в экологическом воспитании дошкольника.
БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ: семья, семейный экологический досуг
https://disk.yandex.ru/client/disk/ТиТЭОД?idApp=client&dialog=slider&idDialog=%2Fdisk%2FТиТЭОД%2FСемейный%20экологический%20досуг.mp4 - работа с родителями
- Какова сущностная характеристика семьи как социокультурного окружения? Как в Концепции дошкольного воспитания рассматривается взаимодействие ДОО и семьи?
- Проработав ФОП ДО, выпишите и приведите примеры экологических форм взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей.
- Предложите тематику родительских собраний и других форм работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников.
- Составьте перечень природного материала для изготовления из него поделок. Каково значение природного материала во всестороннем развитии личности детей.
- Составьте конспект одного занятия по изготовлению поделок из природного материала, методически дав обоснование, методам и методическим приемам.
- Какова роль родителей в организации деятельности детей по изготовлению поделок из природного материала?
6. Диагностика экологической воспитанности дошкольников
ЦЕЛЬ: способствовать формированию сущностных характеристик диагностики экологической воспитанности дошкольников.
БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ: диагностика, экологическая диагностика
- Проработав ФОП ДО, заполните таблицу: «Педагогическая диагностика»
Что такое диагностика?
|
|
Кто проводит диагностику?
|
|
Основной метод диагностики?
|
|
Когда проводить?
|
|
Как проводить?
|
|
На что смотреть в ходе наблюдения?
|
|
Как фиксировать результаты?
|
|
Как использовать результаты?
|
|
- Подберите диагностические методики на выявление экологической культуры, экологических знаний, экологической воспитанности разных возрастных групп дошкольников.
- Подберите и подготовьтесь к проведению диагностики на выявление экологической культуры у будущих педагогов.
БРС Устные ответы на практических занятиях (6) - 5-30 ; Творческие задания (6-)5-30; Контрольная работа (1)-10-10 ; экзамен -30
|