Практические занятия по ТиТЭОД на 2024-2025 уч. год
5 семестр
Общие рекомендации: базовые понятия темы отрабатываются со словарями (педагогическими, экологическими https://dic.academic.ru/,https://rus-pedagog-dict.slovaronline.com/)
Задания для студентов и задания "Портфолио работ" прорабатываются индивидуально к каждому занятию письменно.https://makashina.ucoz.ru/blog/zadanija_dlja_sozdanija_quot_portfolio_rabot_quot_po_titehod/2013-09-11-43
Литература: Николаева, С. Н. Система экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие [Электронный ресурс] /С.Н.Николаева, 2-е изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 256 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт) ISBN 978-5-16-011275-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/518886.
Газина, О.М. ,Зебзеева, В.А., Серебрякова Т.А. Фокина, В. Г.
1-3. Система первоначальных знаний о природе как основа развития элементов экологического сознания
ЦЕЛЬ: сформировать у студентов первоначальные экологические знания, понимание которых необходимо для осуществления целенаправленной экологической работы в детском саду
БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ: экология, аутэкология, демэкология, синэкология, биосфера, биоценоз, зооценоз, фитоценоз, жизненная форма, ярусность.
- В чем Вы видите значимость темы «Система первоначальных знаний о природе как основа развития элементов экологического сознания» для своей будущей профессии? (написать эссе)
- Выйдя на участок детского сада, расскажите дошкольникам о взаимоотношениях между животными и растениями, которые складываются в природных сообществах (подготовить презентационный материал).
- Составьте сравнительную таблицу: морфологические особенности древесных и травянистых растений. Зарисуйте и на рисунке покажите характерные особенности корня, стебля, листьев, цветка, видов соцветий, плода и семени у растений.
- Выйдя на участок детского сада, расскажите дошкольникам о жизненных формах растений и животных, на примере тех обитателей, которые чаще всего можно пронаблюдать.
- Определите место в научной систематике отдельных представителей растительного (1 вид) и животного мира (1 вид) из числа тех, с которыми обычно знакомят дошкольников.
- Найдите материал о круглогодичной жизни зайца-беляка в лесу (животное по выбору студента). Проанализируйте все понятия биоэкологии на примере этого животного. Задание 1 «портфолио работ».
- Расскажите дошкольникам об охране природы на современном этапе в игровой форме.
- Изучив основные законодательные мероприятия по охране природы, выработайте меры по охране рыб, птиц, млекопитающих, с которыми познакомите дошкольников.
- В игровой форме расскажите дошкольникам о Красной книге и ее значении.
- Задание 2-4 «портфолио работ»
2. Дайте сравнительную характеристику типов экологического сознания - антропоцентрического и биоцентрического, сделав вывод.
3. Выявите «+» и «-» следующих действий человеком с точки зрения экологического воспитания дошкольников: сбор гербария, уборка и сжигание опавших листьев, срезание веток березы для проведения наблюдений, оформив данные в таблицу.
4. Найдите ошибки в высказываниях, основываясь на биоцентрическом подходе: «Человек – царь природы», «Вредные и полезные животные и растения», «Лес – наше богатство», «Улучшить природу», « Птица кукушка – плохая мать».
https://learningapps.org/display?v=p375d1pfk18 викторина ФГОС ДО
4.Влияние природной среды на развитие личности дошкольника
ЦЕЛЬ: сформировать у студентов представления о значение мира природы в жизни человека; эмоционально-положительной роли мира природы приобщении с ней детей; выявить сущностные характеристики обучающей и воспитывающей функций природы.
БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ: значение природы, личность, теория отражения, чувственное и рациональное познание, экологическая культура, бережное отношение, знания, любознательность, мышление, внимание, наблюдательность, природоохранная деятельность
1. Составьте таблицу и приведите не менее 3-х примеров когнитивной, художественно-эстетической, медицинской функций природы.
2. Прочитайте рассказ В.Ф. Одоевский Два дерева и ответьте на вопросы, опираясь на текст:
1. Автор и название.
2. Главный герой
3. Примеры взаимоотношений между живыми организмами
4. Биологические процессы яблони
5. Действия главного героя в отношении дерева
6. Какое умение сформировалось у главного героя при взаимодействии с живым объектом природы?
7. Перечислите действия главного героя, способствующие формированию данного умения.
8. Какие чувства испытывал главный герой, ухаживая за деревом?
9. Предложите свои варианты вопросов и ответов по тексту и проблематике рассказа.
https://read-book-online.com/russkaya-klassicheskaya-proza/357032-dva-dereva.html?page=1
3. Прочитайте сказку В.Ф. Одоевского "Анекдоты о муравьях" https://skazki.online/anekdoty-o-muravyah/ и составьте к прочитанному произведению вопросы в рамках рассматриваемой темы.
5. Экологическое образование дошкольников как процесс формирования знаний, отношения, поведения
ЦЕЛЬ: показать студентам актуальность экологической проблемы на современном этапе; познакомить с основными зарубежными и отечественными документами в области экологического образования; более подробно – с Концепцией экологического воспитания детей дошкольного возраста (С.Н. Николаева).
БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ: Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста,Национальная стратегия образования для устойчивого развития в РФ.
trategija_obrazovanija_dlja_ustojchivogo_razvitij.pdf-Национальная стратегия образования для устойчивого развития в РФ.
1. В чем вы видите актуальность экологической проблемы на современном этапе?
2. Представьте, что Вы находитесь на методическом объединении воспитателей. Какие зарубежные и отечественные документы в области экологического образования вы будете рассматривать? (работа в группах)
3.Опираясь на Концепцию экологического воспитания детей дошкольного возраста, раскройте:
а) Сущность и содержание экологического воспитания дошкольников; б) «Отношение» – конечный результат экологического воспитания; в) Воспитатель – носитель экологической культуры; г) Организация и управление в сфере экологического воспитания дошкольников.
4. Опираясь на Концепцию экологического воспитания детей дошкольного возраста, дайте ответ на вопросы: Что важнее «знания» или «отношения»? Могут ли они обойтись друг без друга? Покажите, как экологические знания помогают выработать правильные отношения?
Задание 5 «портфолио работ»
5. Проиграйте ситуацию, примерив на себя амплуа заведущей дошкольной образовательной организации. Составьте план-схему: «Сотрудничество ДОО с другими учреждениями города в рамках экологического образования дошкольников», дав полное обоснование. На схеме укажите номер Д/С, город МО в котором проходили педагогическую практику или, который посещали, когда сами были дошколятами.
6. Экологическое образование в истории зарубежной и отечественной педагогики
ЦЕЛЬ: выявить межпредметные связи истории педагогики и теории и методики экологического образования детей.
БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ: принцип природосообразности.
Выбрав одного из предложенных ученых исторического периода ниже, представьте его значимый труд в рамках экологического воспитания дошкольников, дав полное обоснование.
-Принцип природосообразности в истории педагогики (Аристотель, Я. А. Коменский, Ж-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель, М. Монтессори).
- Вклад отечественных ученых в становление экологического образования (революционеры - демократы, В. Ф. Одоевский, К. Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова).
- Советский период становления экологического образования (Е. И. Тихеева, Л. К. Шлегер, С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский).
2. Познакомьтесь с произведением Я.А. Коменского "Мир чувсвтенных вещей в картинках", проанализируйте с точки зрения его использования в работе с современными дошкольниками. https://rused.ru/upload/31/литература/книга%20Я.А.Каменский%20азбука.pdf
3. Что такое виммельбух? Распределившись в группы, создайте и представьте свой виммельбух для детей любой возрастной группы. Тему для создания виммельбуха выбираем на основе принципа сезонности (осень, зима, весна, лето; дикие и домашние животные; овощи, фрукты).
7. Современные программы экологического образования
https://learningapps.org/display?v=posh65cw520 - решение теста. Самооценка.
ЦЕЛЬ: познакомить студентов с историей создания программ для детского сада, дидактическими принципами построения программ по экологическому образованию дошкольников, классификацией и характеристиками современных программ.
БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ: программа, структура программы, содержание программы, комплексные программы, парциальные программы, программма экологического образования, ФГОС ДО, ФОП ДО.
1. Проанализируйте программу, подготовьтесь к обсуждению следующих вопросов на основе составленной вами таблицы:
http://center11.minobr63.ru/wp-content/uploads/Программа-С.Н.-Николаевой-Юный-эколог.pdf
Чем обусловлен отбор содержания программы?
- Сколько разделов в программе и чему посвящен каждый?
- В чем состоит экологический подход к знаниям о неживой природе? Докажите словами из программы
- Как экологический подход реализуется в знаниях о растениях?
- В чем заключается экологичность знаний о животных?
- В чем состоит экологический подход к процессам жизнедеятельности растений и животных?
- С какими экосистемами можно познакомить детей?
- Какие аспекты взаимодействия человека с природой представлены в программном материале
- Задание 6. «портфолио работ» Разработайте наглядное пособие к экологическому занятию детей любого дошкольного возраста (тема по выбору студента).
https://learningapps.org/15093860 -мультфильм "Мальчик и Земля"
https://docs.edu.gov.ru/document/8a9cc6ca040d8c6dd31a077fd2a6e226/download/5657/ презентация ФОП ДО
|