Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 16.05.2024, 17:55

Сайт преподавателя Макашиной Т.Ю.

Меню сайта
Форма входа

Разное

Главная » 2014 » Июнь » 21 » К ВОПРОСУ СТАНОВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
21:41
К ВОПРОСУ СТАНОВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы: Сб. науч. статей и материалов Международной научно-практической конференции: в 2-х т. Т.1/ под общ. ред. О.Б. Широких  – Коломна: КГПИ, 2008. – С. 292 – 297. 

Т. Ю. Макашина

 

К ВОПРОСУ СТАНОВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

 

Культура – качество человеческой души, неотделимое от красоты и вежливости, уступчивости и доброты, воспитанности, любви и знания. Культура – это красота жизни человека, красота общения людей друг с другом. Это сама жизнь. Это показатель качества жизни общества.

Ни о каком гармоничном развитии личности не может быть и речи, если в человеке не будет: культуры физической – здоровья, культуры питания, культуры общения, культуры взаимопонимания, экологической культуры. Культура неотделима от образования. Но, увы, можно иметь образование и не иметь культуры; можно, не имея образования, иметь культуру души, культуру сердца, культуру человечности. Значит, культура зависит и от воспитания. Экологическая культура – один из  показателей культуры в обществе. Экологическая культура – этап развития общечеловеческой культуры, который характеризуется общим осознанием важности экологических проблем в жизни общества [18].

Настал новый век с новыми требованиями к человеку и его культуре. И если мы  хотим жить более спокойно, надо перестраиваться согласно требованиям времени.

В философском словаре термин «культура» трактуется как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе  общественно-исторической практики и характеризующих, исторически достигнутую, ступень в развитии общества [23].

Трем этапам развития общества в его отношении с природой, соответствует и три этапа развития культуры:

  • мифологический этап целостной культуры,
  • этап культуры, расщепленный на отдельные отрасли,
  • этап по-новому целостной экологической культуры, в которой соединяются различные отрасли и типы культуры.

Слово культура экологично само по себе (лат. cultura – возделывание, обрабатывание). Связи между культурой и природой, между социальным и экологическим поведением фундаментальны и непреходящи.

В контексте общефилософского понимания культура рассматривается на уровне обыденного и теоретического сознания. В обыденном сознании культура представлена неоднозначно: с одной стороны, культура понимается как нечто нормативное, заданное, как образец. С другой стороны, культура отождествляется с образованностью, интеллигентностью человека. С третьей стороны связывается с характеристикой места и образа жизни человека [16]. Анализируя литературу по культурологии [1, 2, 4, 5, 6], нами выделено несколько подходов к трактовке культуры: общественно-исторический, натуралистический, символический, социологический с различными вариациями [17].

В своих исследованиях  американские и российские культуроведы (А. Кебер, К. Клахтон, М.С. Каган, Е.В. Никонорова) отметили огромный и возрастающий интерес к понятию культуры.

«Культура» - это сложное общеметодологическое и  междисциплинарное понятие. С 1871 по 1919 годы было дано 7 определений культуры, с 1920 по 1950-е годы у разных авторов они насчитывали 157 определений [13]. Л. Е. Кертман в отечественной литературе насчитал более 400 определений культуры [13, C. 10]. К сожалению, по сей день не существует определения культуры, которое можно считать полным.

В римской античности значение термина «культура» - это возделывание, обработка, уход и в первую очередь, земли. Поэтому культура – это и возделывание поля, обработка сада, уход за растениями и животными, вся деятельность, относящаяся к земледелию и сельскому хозяйству. Подобное определение понятия культуры предлагает толковый словарь В. И. Даля. Уместно отметить, что категории «культура» и «деятельность» исторически взаимосвязаны и взаимообусловлены. Осмыслив житейское понимание культуры, Моисеев Н.Н. выделил два положения:

  1. культура рассматривается как механизм, регламентирующий и регулирующий поведение и деятельность человека,
  2. сам человек – как носитель этой культуры.

Именно человек является основой всей культурологической проблематики.

В.Е. Давидович, Ю. А. Жданов, М.С. Каган, Э.С. Маркарян отстаивают необходимость изучения культуры, как сложного противоречивого явления, исходным понятием которого  является  «способ деятельности». Культура, в свою очередь, является «универсальной» характеристикой деятельности [11].

Анализ специфики содержания, средств и результатов деятельности и культуры приводит к признанию деятельности лишь одним из существенных атрибутов социальной реальности. Культура же характеризует все атрибуты этой реальности, фокусирует все области материальной, духовной деятельности, но при этом она не может быть сведена ни к одной из них, ни к их совокупности [15].

Развитие и совершенствование человеческой деятельности способствует и совершенствованию культуры. В процессе деятельности создаются и закрепляются образцы культуры. Человек выступает ее субъектом. Культура, в свою очередь как универсальная характеристика деятельности определяет наиболее приоритетные, необходимые виды деятельности и способы ее существования.

Именно в культуре проявляется и формируется личность, социальная группа, общество. Наряду с этим, в науке выделено три уровня анализа культуры:

  • всеобщий – культура общества, формации;
  • особенный – культура социальных групп;
  • единичный – культура личности.

Человек формирует свое «Я», овладевая ценностями культуры. Тем самым единичный уровень анализа культуры перекликается с анализом культуры целого общества. В соответствии с этим, функционирование культуры есть постоянное превращение индивидуального богатства личности во всеобщие формы культуры, и этих всеобщих форм – вновь в индивидуальное богатство личности [24].

Анализируя и обобщая подходы ученых в русле такого понимания культуры, нами сформулированы следующие выводы:

  1. Проблема культуры – это проблема взаимодействия людей, общества, при котором происходит их взаимная трансформация.
  2. Культура имеет личностно-творческую индивидуальную природу освоения реальной действительности.

Это важные, на наш взгляд, выводы, которые учитывались в ходе нашего экспериментального исследования.

Подчеркивает личностно-творческую природу культуры Злобин Н.С. и утверждает [9], что культура – это творческая, созидательная деятельность человека. Она не только  прошлая, зафиксированная, опредмеченная в культурных ценностях, но и настоящая, основанная на распредмечивании этих ценностей.

Для нашего понимания наиболее привычно греческое трактование культуры как воспитание и образование. Греческое значение термина «культура» в узком смысле - воспитание, обучение. В широком – образование, образованность, просвещение. Именно греки создали уникальную систему образования, в которой формируется не профессионал в определенной области, а человек как личность с определившимися ценностными ориентациями [19]. Г.В. Драч указывает, что «культурный человек всем обязан образованию; это и составляет содержание культуры всех народов, сохраняющих культурную преемственность и традиции как форму коллективного опыта во взаимоотношениях с природой» [9].

Основные ценности греческой культуры выходят за пределы педагогической сферы и формируются как нормы и образцы в контексте культуры [21]. Для нас этот вывод очень важен в том отношении, что при формировании экологической культуры личности мы очень часто выходим на нормы и запреты экологического характера.

Мы считаем, что формирование человека как личности должно проходить основным «стержнем» через все школьное образование и воспитание. Ведь личность – это субъект нравственной деятельности. Человек становится личностью, когда он добровольно подчиняет свои действия моральным требованиям общества, осознает их содержание и значение, способен ставить перед собой нравственные цели и вырабатывать решения применительно к конкретным обстоятельствам, самостоятельно оценивать свои поступки и действия окружающих, воспитывать себя.

Культура как умственное и нравственное  образование охарактеризована в знаменитом толковом словаре отечественного лингвиста В. И Даля в 1865 году. Из приведенного анализа литературы по культурологии [1, 2, 4, 5, 6,], педагогике [3, 8, 10, 14, 20], методике обучения биологии [7, 12, 22],  мы пришли к выводу, что наблюдается широкое отождествление культуры с образованностью. При этом не с тем обликом образованности, который выступает синонимом эрудиции, накопленной информации, а с тем ее содержанием, которое «осаждается» во внутреннем мире личности, делая ее носителем качеств, полагаемых как культурные.

По исследованиям Драч В.Г., Борцова Ю. С., Давидович В. Е. [6], в русскую лексику термин и понятие «культура» вошли значительно позже, чем в Западной Европе [21]. Языковеды впервые фиксируют его лишь в 1846 – 1848 годах в «карманном словаре иностранных слов» Н. Кириллова. До этого оно практически не попадалось в словарном составе литературного языка.

Становление экологической культуры личности представляется как обобщение совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человека, природы и общества, обеспечивающее развитие и выживание общества. Из сказанного нами выведена формула экологической культуры.

Экологическая Культура =

 

Культура отношений в системе человек-природа-общество

+ ответственность общества и личности за сохранение и устойчивость биосферы

+ гуманная деятельность человека по преобразованию окружающей среды

Литература

  1. Авторская концепция организации и развития непрерывного экологического образования / Под ред. С.П. Львовой, А.А. Вербицкого.  -  М., 1993. – 13с.
  2. Ахнезер А.С. Культура и экологическая проблема // Экология и культура: методологические аспекты. - Ставрополь, 1982. – С. 89 – 106.
  3. Введение в научное исследование по педагогике: Учебное пособие для студентов пед. институтов / Под ред. В.И. Журавлева. - М., 1988. – 239 с.
  4. Владышевский Д.В. Формирование экологической культуры – актуальная задача современности // Экология и культура. - Красноярск, 1991.- С. 5-7.
  5. Гирусов Э.В. Природные основы экологической культуры // Экология, культура, образование. - М., 1989.
  6. Гуревич П.С. Культурология. – М., 1996. – С.9.
  7. Данильченко Г.И. Методика развития деятельности экологического содержания у учащихся при изучении растений в школьном курсе биологии 6-7 классов: Автореф. дисс… канд. пед. наук. - СПб., 1994. – С.16.
  8. Дежникова Н.С. Экологическая культура: грани восприятия // Биология в школе. – 1995. -  № 3. – С. 20-23.
  9. Деятельность: теории, методологии, проблемы. – М., 1990. – 365с.
  10. Ительсон Л.Б. Психология основных типов научения и обучения. В уч. пособии: Возрастная и педагогическая психология. – М., 1973.
  11. Каган М.С. Философия культуры. – СПб., 1974.
  12. Коростелева Т.В. Развитие деятельностного компонента экологической культуры учащихся в курсе биологии 6 класса: Автореф. дисс… канд. пед. наук. -  СПб., 1995. – С. 17.
  13. Культура: теории и проблемы / Кузнецова Т.Ф., Межуев В.М., Шайтаков И.О. и др.  – М., 1995. – С. 239.
  14. Масленикова В.Ш., Юдин В.Г. Педагог и культура. – Казань, 1994. – 110 с.
  15. Моисеев Н.Н. Экология, нравственность и полтика // Вопросы философии. –1989. -  № 5. – С.3-25.
  16. Моисеев Н.Н. Историческое развитие и экологическое образование. – М., 1995. – 42 с.
  17. Нужна экологическая гласность! Беседа с Н.Н. Воронцовым // Природа. – 1989. -  № 11.
  18. Ошмарин А.П., Ошмарина В.И. Экология. Школьный справочник. – Ярославль, 1998. – 240 с.
  19. Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1 / В.В. Давыдов. – М., Большая Российская энциклопедия.  1993.
  20. Смирнова Р.Д. Педагогика и психология высшего образования, от деятельности к личности. – М., 1995.
  21. Советский энциклопедический словарь – М., 1982.
  22. Суравегина И.Т. Концепция экологического образования и направление совершенствования учебных программ // Проблемы экологического образования, воспитания населения и пропаганда природоохранных знаний в Молдавии. – Кишинев, 1988. – С. 64-68.
  23. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. – М., 1981. – 445 с.
  24. Храменков Н.Н. Философский анализ экологической сферы общества. – Нижний Новгород, – 1995. – 326 с.

 

Категория: Публикации | Просмотров: 764 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 302

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz