Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы: Сб. науч. статей и материалов Всероссийской научно-практической конференции. – Коломна: КГПИ, 2006. – С. 194 – 196.
Т. Ю. Макашина
СОТРУДНИЧЕСТВО ШКОЛЫ И СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Экологическая культура личности в 3-м тысячелетии становится фундаментальным критерием эффективности развития общества в условиях его перехода в режим коэволюции, отодвигая на второй план экономические показатели. На наш взгляд, сформировать экологическую культуру способна педагогика, а проще говоря, школа, т.е. сотрудничество школьных классных руководителей с семьями учащихся. Уже доказано временем, что экологическое воспитание будет иметь успех тогда, когда просвещение семьи опережает просвещение ребенка, когда классный руководитель в работе с родителями использует так называемую предваряющую реакцию.
Семья и только семья должна быть тем первым местом, в котором старшеклассник чувствует себя полноценной личностью, где ценится не личина, а творческое «Я» человека. Семья синтез общественного и индивидуального, социального и биологического, «Я» и «Мы», раскрепощенности каждого и единства всех ее членов, т. е. - союз равных. Та капля, которая вбирает в себя безграничное многообразие человека и человеческих отношений. Личный пример семьи – лучшая школа экологической культуры. Она включает в себя и регулярный просмотр средств массовой информации, выход в сеть ИНТЕРНЕТ, совместное со взрослыми обсуждение экологических проблем местного, регионального и глобального характера, дискуссионный семейный дух, культуру поведения в природе во время пикника, эстетическое воспитание и многое другое. От кого, как не от собственных родителей, ребенок узнает об истинных и ложных ценностях.
В век инновационных технологий нельзя не расставить акценты на мультимедийных средствах, которые играют важную роль в формировании экологической культуры личности, а также в базовом образовании учащихся в соответствии с социальным заказом современной цивилизации. В одной из гимназий города Коломны была проведена анкета среди старшеклассников, включающая следующие вопросы: имеется ли у Вас дома компьютер; выходите ли в сеть ИНТЕРНЕТ; имеется ли DVD- плеер; смотрите ли Вы познавательные, научно-популярные фильмы, передачи; оказывает ли Вам помощь мультимедиа в приобретении знаний и ориентации в многоуровневом потоке информации.
Анализ анкетных данных привел нас к следующим выводам:
- скачкообразный рост новых технологий открывает доступ учащимся (практически каждой среднестатистической семье) к мультимедийным средствам (компьютерам, DVD, видео-, аудиотехнике) для работы вплотную с ними не на уроке в школе, а дома;
- выход в сеть ИНТЕРНЕТ учащимися зачастую осуществляется для получения необходимой информации при подготовке написания реферата, сообщения по заданной теме учителем, составления презентаций;
- DVD давно стал не предметом благосостояния, а предметом необходимости, но к сожалению, в домашних условиях, старшеклассники используют его чаще для развлечения и отдыха, а не в учебных целях;
- бесспорно, культурному, образованному современному человеку мультимедиа помогает разобраться в большом потоке, порой сложнейшей для восприятия информации.
Отрадно говорить о том, что родители современных школьников понимают, что мультимедиа дают ощутимый эффект в плане мотивации, систематизации и углубления экологических знаний учащихся, развития их речи, памяти, мышления, творческих коммуникативных способностей.
На основе выше изложенного, мы хотим дать некоторые рекомендации классным руководителям на современном этапе жизни общества в раках концепции «Устойчивого развития» по успешному формированию экологической культуры старшеклассника:
1. Изучать семьи своих учеников и выявлять уровень их экологической культуры
2. Привлекать родителей учеников класса к сотрудничеству в формировании экологической культуры учащихся
3. Регулярно проводить индивидуальные и групповые консультации по назревшим вопросам экологического воспитания и обучения
4. Организовывать взаимное экотворчество старшеклассников и родителей (интеллектуальные игры, выставки «Природа и фантазия», экофотовыставки, научно-практические конференции, театрализованные действа, экскурсии в природу, субботники и многое другое)
5. Поощрять родителей, активно участвующих в жизни класса и школы
Таким образом, благодаря совместной деятельности школы и семьи в формировании экологической культуры, личность старшеклассника должна сочетать в себе интегративные качества, такие как: гармонию личного и общественного, индивидуального и социального; сориентированность на экологические ценности общества; высокий уровень экологического сознания; экологическую ответственность; человечность, эколого-альтруистическую направленность и высокий уровень общей культуры. |