Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы: Материалы V международной науч.-практ. Семинара, 24 апр.2014, г. Барановичи, Респ. Беларусь/редкол.: А.В. Никишова, Н.Г. Дубешко. – Барановичи: РИО БарГУ, 2014. – С. 158-160.
Т.Ю. Макашина, кандидат педагогических наук, доцент
ГАОУ ВПО «Московский государственный областной социально-гуманитарный институт», г. Коломна, Россия
К ВОПРОСУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В РАМКАХ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Введение. Одним из основных принципов современной системы образования является принцип обучения в течение всей жизни, при котором доминантой выступает ни столько умение учиться, сколько умение переучиваться. В российской системе образования, в связи с ее модернизацией, каждый педагогический работник должен иметь квалификацию соответствующую занимаемой им должности (в школе – учитель, в дошкольном образовательном учреждении – воспитатель). Поэтому многие квалифицированные специалисты, имеющие высшее образование (независимо от области знаний, будь то инженер или агроном, или даже учитель), должны пройти переподготовку и получить требуемую для него квалификацию.
Основная часть. В нашем исследовании речь пойдет о переподготовке работников дошкольного образовательного учреждения факультета профессиональной переподготовки и повышения квалификации Московского государственного областного социально-гуманитарного института. И одним из значимых вопросов курсов переподготовки является вопрос формирования профессиональной информационно-коммуникационной компетентности. Мы считаем, что нельзя жить бок о бок с различного рода гаджетами (telephone, iPhone, iPad и др.), использовать всевозможные источники информации (печатные, электронные, интернет-источники) и при этом не обладать информационной культурой. О способности использования в своей профессиональной деятельности современных компьютерных, информационных и телекоммуникационных технологий сказано в статье 79 Закона «Об образовании в РФ» [1].
В настоящее время многие педагогические исследования посвящены данной проблематике: А. П. Ершов, Б.С. Гершунский, С. И. Кузнецов, Е. И. Машбиц, В. М. Монахов, В. И. Роберт, и другие рассматривают использование информационно-коммуникационных средств в общетеоретическом и дидактическом плане; Н. Ф. Талызина, О. К. Тихомиров, А. Я. Савельева и другие – в психолого-педагогическом; Я. И. Груденов, Ю. Г. Гузин, Л. Г. Кузнецова, Е. К. Хеннер и другие – в преподавании учебных дисциплин; С. Г. Григорьев, В. В. Гриншкун, Е. Бидайбеков, С. Кариев, Г. К. Нургалиева, А. А. Шарипбаев и другие - в разработке, создании и применении педагогических программных средств [2].
Переподготовка дошкольных работников осуществляется по программе «Педагогика и психология дошкольного образования», в которую включен раздел информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в системе дошкольного образования, рассчитанный на 39 часов, из которых 6 часов лекционных занятий, 30 часов лабораторных работ. Заканчивается курс зачетом.
Дисциплина начинается лекционным материалом, содержание которого направлено на рассмотрение таких вопросов как: особенности восприятия и способы передачи информации; декодирование, кодирование, перекодирование информации; информатизация дошкольного образования; компьютерные технологии и основополагающие принципы применения компьютера в обучении ребенка старшего дошкольного возраста; общие основы использования компьютера педагогом дошкольного образовательного учреждения; глобальная компьютерная сеть интернет; обзор веб-сайтов, направленных на информатизацию дошкольного образования (позитивный контент).
Лабораторные занятия дают педагогам-воспитателям познакомиться с возможностью использования пакета Microsoft Office (Word, Word Art, Paint, Excel, Power Point, Publisher) в работе с детьми дошкольного возраста и их родителями. Слушатель приобретает навык грамотного оформления непосредственной образовательной деятельности (занятия, прогулки, экскурсии), режимного момента или какого-либо другого мероприятия (Word, Word Art), подготовки красочного дидактического раздаточного материала (Paint), составления списков детей группы, обработки диагностических процедур (Excel), составления презентации (Power Point), приглашения и визитной карточки (Publisher) при работе с перечисленными программами. Еще слушатели делают обзор и анализируют информационные технологии, используемые в методической работе с детьми дошкольного возраста. Например, выполняют такое задание: по видеофрагменту «Развивающий мультфильм», ответьте на вопросы в текстовом редакторе Word:
- для какой возрастной группы можно использовать мультфильм, и в каких образовательных областях комплексной программы «Воспитание и обучение в детском саду»,
- сформулируйте вопросы, которые можно задать детям.
Или, работая в глобальной компьютерной сети Интернет, выполняют следующие задания:
1) в поисковой системе Google введите адрес http://www.editionpress.ru/detsad_12.html. журнала «Детский сад: теория и практика». Познакомьтесь с информацией сайта. Проанализируйте предложенную электронную информацию (с точки зрения удобства и использования ее в педагогической деятельности).
Ответы на задание представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Анализ журнала «Детский сад: теория и практика» с точки зрения удобства использования его в педагогической деятельности
Удобно в использовании
|
Вызывают неудобства в использовании
|
- Осуществляется быстрый поиск информации в поисковой системе Google.
- Имеется архив номеров вышедших журналов. Можно выбрать из предложенных номеров интересующий журнал и пролистать.
- В каждом номере имеется содержание с указателем статей. Можно найти интересующий материал.
- Можно узнать перечень статей за весь год с указанием номера журнала, страницы и автора.
- Можно подписаться на журнал и приобрести вышедшие номера в интернет - магазине.
- На сайте представлен редакционный совет журнала с личными фото и научными степенями.
- Возможен поиск номеров журнала в научной электронной библиотеке.
|
- Представлена не полная версия журнала, а только 7-10 разворотов.
- Нет возможности скачать интересную статью.
|
Очень понравился материал журналов, представленных на сайте. Их содержание познавательно, интересно, соответствует современным требованиям. Я обязательно подпишусь на этот журнал, и буду использовать его материалы в своей педагогической деятельности.
2) в поисковой системе Google найдите книгу В. Танасийчука «Экология в картинках». Проанализируйте электронный вариант данной книги (с точки зрения удобства и использования ее в педагогической деятельности).
В условиях инклюзивного образования, работая с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья, воспитатель должен знать и уметь применять такие программы, как «Маленький искатель», «Гарфилд дошкольникам», «Мир за твоим окном», «Лента времени», «Игры для Тигры» и видеофильмы серии «Домашний логопед», «В мире слов».
Программа Adobe Photoshop позволяет кадрировать изображения, изменять его размер, что важно в работе воспитателя для удобной и быстрой пересылки родителям детей или коллеге по работе.
Еще воспитатели с интересом работают в поисковой системе Yandex по созданию открыток к праздникам. Но прежде, чем приступить к такой работе ими изучается вопрос о роли открытки в современном масс-медиа пространстве (история создания открытки, открытки советского периода, freecards – бесплатные открытки).
Глобальная компьютерная сеть дает возможность знакомства с материалами веб-сайтов по интересующей теме слушателя в области (образования, политики, экономики, моды, спорта, развлечения и т. д.). На основе знакомства, подбирается необходимый материал (текстовой, наглядный), даются определения терминам (википедия, словари, энциклопедии), просматриваются последние новости, указываются библиографические ссылки и создается макет рекламного буклета в программе Microsoft Publisher.
Заключительной работой является проект создания собственного сайта или странички на сайте «Социальная сеть работников образования» (http://nsportal.ru), где слушатель размещает свое резюме, включающее информацию о себе, фото, книги, которые сформировавшие внутренний мир, достижения, статьи и методические разработки.
Все работы слушатель оформляет в электронном виде (создает портфолио работ), презентует его и по e-mail zip-папкой (сжатой) пересылает на проверку преподавателю.
Прелесть ИКТ курса состоит в том, что если по какой-либо причине слушатель не пришел на занятие, необходимые задания и информацию можно взять на сайте преподавателя http:tmakashina.ucoz.ru. Обратная связь осуществляется и через электронную почту.
Заключение. Таким образом, результате изучения дисциплины слушатель приобретает знания о принципах организации работы с детьми ДОУ с использованием компьютерных технологий; теоретическом и методическом аспектах изучения и образования детей дошкольного возраста с использованием информационных технологий; основах безопасной организации работы с компьютером; умения анализировать информационные технологии, применяемые в работе с детьми дошкольного возраста и их родителями; проводить педагогическое обследование (мониторинг) детей дошкольного возраста с помощью информационных технологий и определять уровень психического и речевого развития; планировать и организовывать работу с детьми дошкольного возраста с применением информационных технологий; разрабатывать инновационные технологии для изучения, воспитания и обучения детей дошкольного возраста; навыки владения использования персонального компьютера на уровне пользователя; информационной культурой – способами анализа и синтеза информации, способами работы с информацией в глобальных компьютерных сетях; дистанционными технологиями в общем образовании; навыками проектирования образовательных сайтов.
Список источников
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – М.: Проспект, 2013.- 160 с.
- Усков И.В. Информационно-коммуникационные технологии как средство развития мотивации учебной деятельности студентов: дисс…канд. пед. наук. – Рязань, 2006. – 146 с.
|