Вопросы для подготовки к экзамену
- Объект, предмет, задачи теории и технологии экологического образования детей и связь с другими науками.
- Методика наблюдения осенних явлений природы (любая возрастная группа).
- Методы исследования теории и технологии экологического образования детей.
- Требования к организации уголка живой природы в соответствии СанПинами.
- Принцип природосообразности в истории зарубежной и отечественной педагогики.
- Методика наблюдения весенних явлений природы (любая возрастная группа).
- Место природы в педагогических системах К.Д. Ушинского и В.А. Сухомлинского.
- Методика наблюдения зимних явлений природы (любая возрастная группа).
- Природа, её значение в жизни людей.
- Методика проведения экологической викторины.
- Значение ознакомления детей с природой.
- Материальная база, её значение в учебно-воспитательном процессе по экологии в детском саду.
- Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой.
- Наглядные средства обучения экологии.
- Основы построения программы по экологии в детском саду.
- Методика наблюдения летних явлений природы (любая возрастная группа).
- Характеристика программы по экологии в детском саду.
- Методическая разработка экологической тропы на территории детского сада.
- Единство чувственного и рационального в познании. Чувственный опыт и слово в ознакомлении детей с природой.
- Эксперимент, как метод экологической деятельности дошкольников.
- Общая характеристика методов ознакомления дошкольников с природой.
- Организация и значение земельного участка в детском саду.
- Формы организации детей при ознакомлении их с экологией природы.
- Основные сведения о домашних животных. Ознакомление с ними дошкольников.
- Значение и организация наблюдений.
- Основные сведения о диких животных. Ознакомление с ними дошкольников.
- Фиксация наблюдений.
- Разработайте экологическое занятие с элементами дидактической игры (для любой учебной темы). Обоснуйте образовательно - развивающие и воспитательные задачи занятия, дайте психолого-педагогическое обоснование методам и средствам обучения.
- Значение, применение и гигиена труда.
- Всестороннее развитие детей в процессе работы с природным материалом.
- Игра - экологический метод знакомства детей с окружающим миром.
- Организация аквариума как искусственной экосистемы.
- Организация труда на земельном участке и в уголке природы.
- Комнатные растения. Многообразие. Уход.
- Методика проведения познавательных бесед педагога по экологии.
- Экологическая работа воспитателя детского сада в контакте с семьёй.
- Методика ознакомления детей с рассказами по экологии.
- Животные уголка живой природы. Требования к их содержанию, уход.
- Чтение художественных произведений о природе и их роль в экологическом образовании и воспитании дошкольников.
- Дайте экологическую характеристику микрорайона Вашего детского сада. Продумайте меры по улучшению экологической обстановки.
- Составьте план и раскройте методику проведения экологической экскурсии для старших дошкольников. Какие образовательно - развивающие и воспитательные задачи решает подобранный Вами материал? Какие методы Вы будете использовать?
- Составьте комплексное занятие по экологии для детей старшего дошкольного возраста (тема на выбор студента). Продумайте программное содержание, определите части занятия и виды деятельности детей.
- Разработайте занятие (определите его тип, сформулируйте программное содержание, продумайте наглядность, ход беседы) на любую из тем для детей любого дошкольного возраста.
- Разработайте занятия для детей старшей группы по изготовлению поделок из природного материала. Раскройте психолого-педагогические основы этой работы.
Критерии оценки знаний, умений и навыков
При проверке и оценке знаний, которыми овладел будущий воспитатель в результате изучения учебной дисциплины, целесообразно руководствоваться следующими критериями:
- высокий понятийный уровень;
- глубина, широта, полнота освещаемого вопроса;
- осмысленность и осознанность утверждаемых положений раскрываемой теории;
- логичность и последовательность в изложении программного материала;
- доказательность анализируемых учений, теорий, концепций;
- самостоятельность мышления;
- убежденность в правоте суждений;
- привлечение широкого иллюстративного материала (монографий, работ педагогов-новаторов, материалов периодической печати по методической и психолого-педагогической проблематики, опыта работы воспитателей и дошкольных образовательных учреждений Московской области);
- выражение личностного эмоционально-ценностного отношения к проблеме, теории, концепции;
- умение выделить главное, основное;
- умение устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи;
- умение обобщать и делать выводы, показать перспективу развития идеи или проблемы;
- стилистически грамотная речь.
Оценка выставляется:
«отлично» - при соблюдении всех вышеназванных критериев;
«хорошо» - в случае, если знания студента не соответствуют названным критериям и ответ нуждается в некотором уточнении при помощи дополнительных вопросов преподавателя, позволяющих устранить допущенные неточности;
«удовлетворительно» - в случае, если ответ студента в значительной степени не соответствует названным критериям, но он обнаруживает усвоение программного материала при помощи наводящих и уточняющих вопросов;
«неудовлетворительно» - в случае, если знания не соответствуют ни одному из названных критериев и на большинство дополнительных вопросов ответ не получен. |