Макашина Т.Ю. Влияние «музейной образовательной среды» на формирование исследовательской активности личности. International periodic scientific journal Научный взгляд в будущее. – Выпуск 2(2). Том 6. – Одесса: КУПРИЕНКО СВ, 2016 – С.4-6.
ВЛИЯНИЕ «МУЗЕЙНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ» НА ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ
Т.Ю. Макашина
ГОУ ВО МО «ГСГУ» (г. Коломна, Россия)
В области психологии образования многие ученые, такие как С.Д. Дерябо, В.И. Панов, В.В. Рубцов, В.И. Слободчиков, В.А. Ясвин выступают сторонниками положения о взаимосвязи и взаимообусловленности обучения, поведения, психического развития ребенка и окружающей среды. На развитие качественных характеристик личности ребенка, одной из которых выступает исследовательская активность, оказывает влияние не только ««генотипическое стремление к новизне» («ориентировочный рефлекс», открытый И.П. Павловым)» [1, С.225]; характер взаимодействия субъектов образовательного процесса «педагог – обучающийся», «обучающийся – обучающийся», «обучающийся – источник информации» (В.К. Дьяченко), но и «образовательная среда».
Термин «образовательная среда» достаточно молодой (конец XX века), затрагивающий эколого-психологическую область научного знания. Экологи дают следующее определение «среды» – это все то, что окружает живой организм и воздействует на него. Несмотря на то, что до сих пор нет в научных кругах четкой позиции в определении понятия «образовательная среда», бесспорно, все исследователи подчеркивают ее детерминирующую роль в архиважных процессах обучения, воспитания и развития личности.
Среди основных теоретических моделей образовательной среды, разработанных современными российскими учеными, мы обращаемся к рассмотрению «эколого-личностной модели» образовательной среды (автор В.А. Ясвин), в которой выделяется совокупность влияний и условий, возможностей формирования исследовательской активности личности, находящихся в социальном и предметно-пространственном окружении субъекта. «Эколого-личностная модель» объединяет в себе и три структурных компонента: пространственно-предметный компонент (помещения для проведения занятий, уроков и других форм обучения); социальный компонент (характер взаимоотношений между субъектами образовательного процесса); психодидактический компонент (содержание и методы, методические приемы обучения).
Исходя из немногочисленных определений исследовательской активности личности, данных российскими исследователями (А.Н. Поддъяков, А.И. Савенков, А. М. Скотникова) нами исследовательская активность личности рассматривается как качество личности, с одной стороны мотивированно готовое, с другой стороны интеллектуально способное, направленное на освоение действительности, самостоятельный поиск нового и приобретение индивидуального опыта.
Основываясь на структурных компонентах «эколого-личностной модели» образовательной среды В.А. Ясвина мы считаем, что такие же компоненты можно выделить и в «музейной образовательной среде». Современный музей – эта та мастерская, где можно не просто провести занятие, осуществить три «общественно-исторических способа организации процесса обучения»: индивидуальный, групповой, коллективный (В.К. Дьяченко), но и формировать исследовательскую активность личности.
В рамках учебного курса «Естествознание» студенты педагогического факультета являются частыми посетителями Государственного Дарвиновского музея. Перед выездным занятием студенты получают задания разного уровня сложности, которые должны выполнить и по окончании работы презентовать и защитить.
В процессе тематической экскурсии экскурсовод обменивается информационным полем со студентами. Образовательный потенциал экскурсии представляется экскурсоводом в обзоре событий, фактов, документального материала, способных воздействовать эмоционально на человека, вызывая чувство сопричастности к прошедшим событиям. Культурная среда музея выступая антиподом компьютерных и интернет технологий, оказывает воспитательный эффект на студента, призывает к диалогу культур. Так в процессе экскурсии студент обогащается новыми знаниями и способностью к дальнейшему творческому поиску.
После подробной экскурсии студенты продолжают знакомство с другими залами и экспонатами (чучела, скульптуры, картины, карты-схемы, фотографии) самостоятельно, выполняя групповые задания.
Выполнению индивидуальных заданий способствуют интерактивные игры: «Кто оставил след», «Про насекомых», «Грибное лукошко», «Мир под микроскопом», «Голоса весны» и многие другие активирующие студента на умение наблюдать, выявлять существенные признаки в объекте, сравнить объекты между собой, открывать новое знание в процессе самостоятельных экспериментов.
В завершение экскурсии студенты, общаясь (выполняя несложные физические упражнения) с интерактивным хамелеоном Чарликом, фотографируются (релаксируют) и фото отправляется на е-mail адресата.
Будущий педагог, являясь активным субъектом «музейной образовательной среды» приобретает богатый опыт организации и проведения выездной экскурсии в условиях инклюзивного образования.
«Музейная образовательная среда» дает каждому студенту возможность самостоятельного поиска ответов на загадочные вопросы мира природы, возможность открытия нового, а как следствие формирования исследовательской активности личности.
Литература:
А.И. Савенков. Психодидактика. – М.: Национальный книжный центр, 2012. – С. 225. |