Герценовские чтения. Начальное образование. Том 4.
Начальное образование современной России. – СПб.: ВВМ, 2013. - С. 155-158.
ТЕХНОЛОГИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ
ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ Т. Ю. Макашина
В статье изложен личностный взгляд на
использование технологии метода проектов в работе с детьми, имеющими
ограниченные возможности здоровья. Представлены характеристики метода проектов.
Приведено несколько аргументов «за» здоровьесберегающую характеристику данного
метода и попытка его применения в осуществлении образовательной программы
«Сообщество».
Ключевые слова: дети, имеющие ограниченные возможности здоровья; метод проектов;
технология метода проектов; характеристики проектного метода; образовательная
программа «Сообщество».
Одним из приоритетных
направлений современной системы образования является формирование творческой
личности, направленной на самостоятельный поиск нового, решение проблем в
нестандартной ситуации. Раскрыть и развить творческие способности не только
здорового, но и имеющего ограниченные возможности здоровья ребенка (в условиях
инклюзивного образования), на наш взгляд, возможно, с применением в практике
обучения проектного метода.
Мы хотим поделиться
сущностью технологии метода проектов в работе с детьми дошкольного и младшего
школьного возраста.
Но для начала, представим
важные характеристики проектного метода. Его можно охарактеризовать следующим
образом:
- личностно-ориентированный,
опирающийся на гуманистическую теорию личности (К. Роджерс, А. Маслоу),
утверждающая, что «в людях изначально заложена тяга к самосовершенствованию» [1];
- деятельностный,
базирующийся на деятельностной теории личности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн
и др.), согласно воззрениям которой «человек – это не пассивный наблюдатель, а
активный субъект и объект воспитания, обучения, умственной и предметной
деятельности» [2];
-
построенный на принципах проблемного обучения, известных со времен Сократа;
- обучающий
взаимодействию в группе, формирующий таким образом, социальную компетентность;
- воспитывающий
творческое отношение к делу;
- здоровьесберегающий.
Заключительная
характеристика (метод проектов –здоровьесберегающий) достаточно важна в
современных условиях образования. В связи с чем, мы выдвигаем несколько аргументов «за».
Метод проектов снимает проблемы переутомления
(предусматривает распределение ролей в группе: мотиватор, генератор идей,
аналитик, практик; разнообразные виды деятельности: мыслительная,
коммуникативная, практическая; поэтапную работу со сменой поз, динамических
пауз).
Метод проектов
подчеркивает воспитывающую роль (каждый член группы должен уметь выражать свое
мнение, слышать мнение других, соглашаться, возражать, вступать в дискуссию;
особый ребенок является ведомым по отношению
к здоровому). Наряду с этим формируются гуманные чувства, толерантность
в отношении ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Метод проектов способен
интегрировать активность каждого и коллегиальность принимаемых решений группой.
Рейтинговая система оценивания (оценка проектанта, оценка слушателей, оценка
педагога) исключает стрессовую нагрузку, т. к. позволяет избежать
педагогический субъективизм. А еще она
имеет важный элемент – рефлексию, способствующую осмыслению полученных умений и
навыков [3].
Метод проектов легко
вписывается в образовательную программу для детского сада и начальной школы «Step by step» или как она представлена у нас в
России «Сообщество», авторами которой являются Кирстен А, Кауфман О, Уолш К.
(США).
Мы нисколько не отрицаем
тот факт, что у нововведений, пришедших к нам из-за рубежа, в научных кругах
есть как сторонники, так и противники. Поэтому каждый решает, как он будет
выстраивать свою деятельность с детьми (какие методы, приемы, какую технологию
будет использовать). Но чтобы осуществить преемственность между дошкольным и
начальным общим образованием, о которой мы так заботимся, вышеназванная
программа имеет свои положительные черты.
Прежде всего, потому, что
философия программы основана на гуманистических принципах, подчеркивающих право
ребенка на собственный путь развития, и
соответствует концептуальным положениям Джона Дьюи – основоположника метода
проектов, который утверждал, … «что ребенок в процессе онтогенеза повторяет
путь человечества в познании. Знание есть спонтанный неуправляемый процесс».
Технология программы
представлена активной совместной деятельностью детей и взрослых (воспитатель,
логопед, психолог, дефектолог, музыкальный работник, физрук и даже родитель) в
цикле «план-дело-оценка», осуществляемой в течение 1,5 часов в день. Цикл схож с этапами проектной деятельности
(погружение, организация деятельности, осуществление деятельности, презентация
результатов).
Этап погружения и организации
представлен утренним сбором, на котором проводится планирование, содержание и формы предстоящей деятельности.
При инициации темы взрослыми (воспитателем, логопедом) готовится модель трех
вопросов для детей (что я знаю, что я хочу узнать, что нужно сделать для того,
чтобы узнать).
Этап осуществления
деятельности интерпретирован работой в центрах активности (центр математики,
центр искусства, центр науки, центр движения, центр книги, центр строительства,
песка и воды) представленной паутинкой.
Основывается она на реализации проектов и планов, наблюдении,
дифференцированной работе с детьми. Названия центров в зависимости от темы,
цели и задач могут меняться.
На итоговом сборе, который соответствует этапу
презентации, рассматривается выполнение работы, анализируются достижения,
успехи, трудности. Взрослый, подводя итоги, может задать детям следующие
вопросы: Вы выполнили все, что задумали? Какой результат получился? Что нового
вам удалось узнать? В чем проявлялась
помощь со стороны? Вы планируете продолжить свою работу? Что можете
посоветовать своим партнерам? Проводится, так называемая, рефлексия. Намечаются
ближайшие перспективы [4].
На основе вышесказанного,
можно сделать вывод о возможности применения технологии метода проектов в работе
с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, имеющими ограниченные
возможности здоровья с учетом социального заказа общества. Технология метода
проектов корректирует эмоционально-волевую сферу личности ребенка (снижает
агрессивно-защитные реакции, снимает тревожность и робость, развивает
коммуникативные способности, формирует адекватную самооценку).
Библиографические
ссылки
1.
Батаршев
А.В. Современные теории личности: Краткий очерк. – М.: ТЦ Сфера, 2003. С. 30.
2.
Батаршев
А.В. Современные теории личности: Краткий очерк. – М.: ТЦ Сфера, 2003. С. 40.
3.
Макашина Т.Ю. Метод проектов как здоровьесберегающий
в общем начальном и специальном образовании./ Комплексный подход к решению
проблем обучения и воспитания детей с особыми потребностями: Сб. статей и
материалов всероссийской научно-практической конференции. Коломна 11-13 марта
2010 года / Под общ. ред. О. Б. Широких. – Коломна: Моск. гос. областной
социально-гуманитарный институт, 2010. – С.61-62.
4.
Свирская
Л.В. Малокомплектный детский сад. Технология образовательной работы, основанная
на достоинствах разновозрастной группы. – М.: Обруч, 2012.
|