Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 25.11.2024, 00:39

Сайт преподавателя Макашиной Т.Ю.

Меню сайта
Форма входа

Разное

Главная » 2013 » Сентябрь » 14 » Технология метода проектов в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья
15:52
Технология метода проектов в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья


 Герценовские чтения. Начальное образование. Том 4. Начальное образование современной России. – СПб.: ВВМ, 2013. - С. 155-158.

ТЕХНОЛОГИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ

Т. Ю. Макашина

В статье изложен личностный взгляд на использование технологии метода проектов в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Представлены характеристики метода проектов. Приведено несколько аргументов «за» здоровьесберегающую характеристику данного метода и попытка его применения в осуществлении образовательной программы «Сообщество».

 

 

Ключевые слова: дети, имеющие ограниченные возможности здоровья; метод проектов; технология метода проектов; характеристики проектного метода; образовательная программа «Сообщество».

 

 

Одним из приоритетных направлений современной системы образования является формирование творческой личности, направленной на самостоятельный поиск нового, решение проблем в нестандартной ситуации. Раскрыть и развить творческие способности не только здорового, но и имеющего ограниченные возможности здоровья ребенка (в условиях инклюзивного образования), на наш взгляд, возможно, с применением в практике обучения проектного метода.

Мы хотим поделиться сущностью технологии метода проектов в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Но для начала, представим важные характеристики проектного метода. Его можно охарактеризовать следующим образом:

- личностно-ориентированный, опирающийся на гуманистическую теорию личности (К. Роджерс, А. Маслоу), утверждающая, что «в людях изначально заложена тяга к самосовершенствованию» [1];

- деятельностный, базирующийся на деятельностной теории личности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), согласно воззрениям которой «человек – это не пассивный наблюдатель, а активный субъект и объект воспитания, обучения, умственной и предметной деятельности» [2];

- построенный на принципах проблемного обучения, известных со времен Сократа;

- обучающий взаимодействию в группе, формирующий таким образом, социальную компетентность;

- воспитывающий творческое отношение к делу;

- здоровьесберегающий.

Заключительная характеристика (метод проектов –здоровьесберегающий) достаточно важна в современных условиях образования. В связи с чем,  мы выдвигаем несколько аргументов «за».

 Метод проектов снимает проблемы переутомления (предусматривает распределение ролей в группе: мотиватор, генератор идей, аналитик, практик; разнообразные виды деятельности: мыслительная, коммуникативная, практическая; поэтапную работу со сменой поз, динамических пауз).

Метод проектов подчеркивает воспитывающую роль (каждый член группы должен уметь выражать свое мнение, слышать мнение других, соглашаться, возражать, вступать в дискуссию; особый ребенок является ведомым по отношению  к здоровому). Наряду с этим формируются гуманные чувства, толерантность в отношении ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Метод проектов способен интегрировать активность каждого и коллегиальность принимаемых решений группой. Рейтинговая система оценивания (оценка проектанта, оценка слушателей, оценка педагога) исключает стрессовую нагрузку, т. к. позволяет избежать педагогический субъективизм.  А еще она имеет важный элемент – рефлексию, способствующую осмыслению полученных умений и навыков [3].

Метод проектов легко вписывается в образовательную программу для детского сада и начальной школы «Step by step» или как она представлена у нас в России «Сообщество», авторами которой являются Кирстен А, Кауфман О, Уолш К. (США).

Мы нисколько не отрицаем тот факт, что у нововведений, пришедших к нам из-за рубежа, в научных кругах есть как сторонники, так и противники. Поэтому каждый решает, как он будет выстраивать свою деятельность с детьми (какие методы, приемы, какую технологию будет использовать). Но чтобы осуществить преемственность между дошкольным и начальным общим образованием, о которой мы так заботимся, вышеназванная программа имеет свои положительные черты.

Прежде всего, потому, что философия программы основана на гуманистических принципах, подчеркивающих право ребенка на  собственный путь развития, и соответствует концептуальным положениям Джона Дьюи – основоположника метода проектов, который утверждал, … «что ребенок в процессе онтогенеза повторяет путь человечества в познании. Знание есть спонтанный неуправляемый процесс».

Технология программы представлена активной совместной деятельностью детей и взрослых (воспитатель, логопед, психолог, дефектолог, музыкальный работник, физрук и даже родитель) в цикле «план-дело-оценка», осуществляемой в течение 1,5 часов в день.  Цикл схож с этапами проектной деятельности (погружение, организация деятельности, осуществление деятельности, презентация результатов).

Этап погружения и организации представлен утренним сбором, на котором проводится планирование,  содержание и формы предстоящей деятельности. При инициации темы взрослыми (воспитателем, логопедом) готовится модель трех вопросов для детей (что я знаю, что я хочу узнать, что нужно сделать для того, чтобы узнать).

Этап осуществления деятельности интерпретирован работой в центрах активности (центр математики, центр искусства, центр науки, центр движения, центр книги, центр строительства, песка и воды) представленной паутинкой.  Основывается она на реализации проектов и планов, наблюдении, дифференцированной работе с детьми. Названия центров в зависимости от темы, цели и задач могут меняться.

 На итоговом сборе, который соответствует этапу презентации, рассматривается выполнение работы, анализируются достижения, успехи, трудности. Взрослый, подводя итоги, может задать детям следующие вопросы: Вы выполнили все, что задумали? Какой результат получился? Что нового вам удалось узнать?  В чем проявлялась помощь со стороны? Вы планируете продолжить свою работу? Что можете посоветовать своим партнерам? Проводится, так называемая, рефлексия. Намечаются ближайшие перспективы [4].

На основе вышесказанного, можно сделать вывод о возможности применения технологии метода проектов в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, имеющими ограниченные возможности здоровья с учетом социального заказа общества. Технология метода проектов корректирует эмоционально-волевую сферу личности ребенка (снижает агрессивно-защитные реакции, снимает тревожность и робость, развивает коммуникативные способности, формирует адекватную самооценку).

 

Библиографические ссылки

1.                Батаршев А.В. Современные теории личности: Краткий очерк. – М.: ТЦ Сфера, 2003. С. 30.

2.                Батаршев А.В. Современные теории личности: Краткий очерк. – М.: ТЦ Сфера, 2003. С. 40.

3.                Макашина Т.Ю. Метод проектов как здоровьесберегающий в общем начальном и специальном образовании./ Комплексный подход к решению проблем обучения и воспитания детей с особыми потребностями: Сб. статей и материалов всероссийской научно-практической конференции. Коломна 11-13 марта 2010 года / Под общ. ред. О. Б. Широких. – Коломна: Моск. гос. областной социально-гуманитарный институт, 2010. – С.61-62.

4.                Свирская Л.В. Малокомплектный детский сад. Технология образовательной работы, основанная на достоинствах разновозрастной группы. – М.: Обруч, 2012.

 

 

 

 

 

 

Категория: Публикации | Просмотров: 2303 | Добавил: Admin | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 303

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz