Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 16.05.2024, 15:59

Сайт преподавателя Макашиной Т.Ю.

Меню сайта
Форма входа

Разное

Главная » 2013 » Февраль » 7 » Содержание лекций по экологии+ текст учебника (для ДОИ+ДОНО+НОИ)
08:37
Содержание лекций по экологии+ текст учебника (для ДОИ+ДОНО+НОИ)

Методические рекомендации для студентов и преподавателей по подготовке к занятиям

 

ЛЕКЦИИ

 

 ЛЕКЦИЯ 1. Экология как наука

ЦЕЛЬ: формирование у студентов представления о предмете, цели и задачах учебной дисциплины; связи с другими науками; среде обитания живых организмов, экологических факторах; общих закономерностях воздействия абиотических факторов на живые организмы.

ПЛАН:

1.  Предмет, задачи, методы экологии.

2.  Разделы экологии, взаимосвязь  с другими науками и роль в решении практических задач.

3.  Среда обитания и экологические факторы.

4.  Общие закономерности воздействия абиотических факторов.

БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ: экология, популяция, сообщество; аутэкология, демэкология, синэкология; среда обитания, местообитание, экологическая ниша; экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные; закон оптимума Шелфорда, закон минимума Либиха.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

1.  Законспектировать, используя дополнительную литературу, материал по вопросу вклада зарубежных и отечественных ученых в развитие экологической науки.

2.  Рассмотрите понятия экологических факторов как условий и как ресурсов. Приведите примеры.

3.  Приведите примеры, доказывающие закон оптимума и закон ограничивающего фактора. К каким последствиям в сельском хозяйстве может привести пренебрежение закона ограничивающего фактора.

4.  Почему экологические знания необходимы каждому члену общества?

5.  Могут ли разные виды занимать одну экологическую нишу и наоборот, может ли один вид занимать разные экологические ниши? Ответ аргументируйте.

ЛЕКЦИЯ 2-3. Аутэкология. Влияние основных абиотических факторов на живые организмы

ЦЕЛЬ: формирование у студентов представления о разделе аутэкологии и влиянии климатических и эдафических факторов на живые организмы.

ПЛАН:

1.  Климатические факторы

А) температура и ее влияние на живые организмы

Б) влияние влажности на наземные организмы

В) влияние света на фототрофов и гетеротрофов

Г) адаптивные биологические ритмы

2. Эдафические факторы.

БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ: термофилы, криофилы; эврибионты, стенобионты; оптимальная температура; правило Бергмана, правило Аллена, правило предварения; пойкилотермные, гомойотермные и гетеротермные организмы; гидатофиты, гидрофиты, гигрофиты, мезофиты, ксерофиты; фототрофы и гетеротрофы; биологические ритмы, биологические часы, фотопериодизм; эдафические факторы, почвоведение, гумус, подстилка, детритофаги.,

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

1.                   Рассмотрите понятие «жизненная форма». Кем был введен данный термин, и в каком году?

2.                   Приведите классификации жизненных форм растений и животных.

3.                   Можно ли, на Ваш взгляд, отнести жизненную форму организмов к адаптивной морфологии? Поясните.

 

ЛЕКЦИЯ 4-5. Демэкология. Характеристика популяции

ЦЕЛЬ: формирование у студентов понятий о всеобъемлющей характеристике популяции.

ПЛАН:

1.                  Понятие «популяции» в экологии. Численность, плотность, структура популяции. Рождаемость и смертность.

2.                  Кривые выживания.

3.                  Демографическая структура популяции.

4.                  Рост популяции и кривые роста.

5.                  Стратегии популяций.

6.                  Колебание и регуляция численности популяций.

БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ: популяция, численность, плотность, структура популяции, рождаемость и смертность,  выживание, кривые выживания, демография, пирамиды возрастов, биологический потенциал вида, экспоненциальный рост, абсолютная скорость численности, удельная скорость роста численности, емкость среды, экологическая стратегия.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

1.                   При благоприятных или неблагоприятных условиях плотность популяции будет расти? Ответ подтвердите примерами.

2.                   В одном озере живут окуни, ерши, караси, щуки, плотва. В соседнем, изолированном от первого водоеме обитают окуни, щуки, судаки, лещи, плотва. Сколько видов и сколько популяций населяют оба водоема?

3.                   Какую роль в изменении плотности популяции играют абиотические и биотические факторы?

ЛЕКЦИЯ 5-6. Синэкология. Биологические сообщества. Биотические факторы

ЦЕЛЬ: формирование у студентов понятий о сообществе, взаимосвязях популяций в сообществе, биотических факторах среды.

ПЛАН:

1.  Понятие о «сообществе» и «биоценозе».

2.  Взаимосвязи популяций в сообществе.

3.  Биотические факторы среды.

БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ: связи: топические, трофические, форические, фабрические; отношение организмов: кооперация, мутуализм, комменсализм, хищничество, паразитизм, конкуренция, нейтрализм; правило  конкурентного исключения (закон Гаузе).

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

1.                 Для каких (наземных или водных) экосистем свет будет являться лимитирующим фактором?

2.                 При каком типе взаимоотношений между видами внутри экосистемы два взаимодействующих вида извлекают взаимовыгоду?

3.                 При каких  типах между видами внутри экосистемы один вид питается за счет другого?

4.                 В чем заключается роль хищников в природе?

5.                 В лесном массиве был создан заповедник? К какой группе экологических факторов данный пример можно отнести?

 

ЛЕКЦИЯ 7.  Синэкология. Структура экосистем

ЦЕЛЬ: формирование у студентов  синэкологических понятий, умения строить пищевые цепи и экологические прирамиды.

ПЛАН:

1.  Понятие «экосистема», структура экосистем. Учение о биогеоценозах.

2.  Пищевые цепи и трофические уровни. Эффекты концентрации веществ в пищевых цепях.

3.  Экологические пирамиды.

4.  Экологические сукцессии.

БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ:  экосистема, биогеоценоз, агроценоз, продуценты, консументы, редуценты, пищевая цепь, трофический уровень, пастбищные пищевые цепи, детритные пищевые цепи, трофические сети, экологические пирамиды, правило «10%», экологическая сукцессия, пионерное сообщество, сериальное сообщество, климаксное сообщество

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

1.                 В природе можно встретить озеро, луг, кочку, покрытую мхом, березовую рощу, небольшую лужу. Какие структуры из данного перечня можно отнести к биогеоценозам? К экосистемам? Ответ обоснуйте.

2.                 Цепи питания обычно не бывают очень длинными и состоят примерно из 3-6 звеньев. Используя знания экологической пирамиды, объясните этот факт.

3.                 Под влиянием, каких факторов, может сократиться численность популяции белок в лесу?

4.                 От чего зависит продолжительность существования экосистем?

5.                 Пирамида энергии всегда обращена верхушкой вверх, почему она не может быть перевернута верхушкой вниз?

 

 

ЛЕКЦИЯ 8. Понятие о биосфере и ноосфере

 

ЦЕЛЬ: формирование у студентов понятия о биосфере как основной экосистеме Земли.

ПЛАН:

1.  Биосфера как экосистема. Структура биосферы.

2.  Эволюция биосферы.

3.  Охрана природы и перспективы рационального природопользования.

БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ: биосфера, атмосфера, гидросфера, литосфера, биохимические циклы, ноосфера.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

1.  По материалу учебников экологии рассмотрите понятие «ноосфера».

2.  Подготовьте материал о биохимических циклах азота, серы и фосфора.

3.  Как Вы понимаете понятие «охрана природы»? Приведите примеры мер по охране природы.

4.  В чем состоит суть рационального природопользования?

 

ЛЕКЦИЯ 9-10. Экология человека

ЦЕЛЬ: формирование у студентов знаний здорового образа жизни.

ПЛАН:

1.Актуальность проблемы здоровья подрастающего поколения. Здоровьесберегающие технологии.

2.  Понятия «здоровье» и «благополучие».

3.  Факторы, влияющие на здоровье и этапы сохранения здоровья

БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ: здоровье, благополучие, валеология.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

1.                 Из средств массовой информации, подберите материал о решениях проблемы питания школьников Вашего города (района, области и т.п.).

2.                 Разработайте анкету по режиму дня школьника разных возрастных групп (по выбору студента), по возможности проанкетируйте школьников, сделайте выводы.

3.                 Напишите сочинение – рассуждение на тему: «Влияние эмоций на здоровье человека» или «Влияние цвета на работоспособность человека»

/chernova_nina-obshhaja_ehkologija-royallib.ru.rtf -ссылка на учебник по экологии

Категория: Учебные дисциплины | Просмотров: 2155 | Добавил: Admin | Теги: Экология | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Календарь
«  Февраль 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 302

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz