РОЛЬ ОТКРЫТКИ В
СОВРЕМЕННОМ МАСС-МЕДИА ПРОСТРАНСТВЕ
Макашина Т.Ю.
кпн, доцент кафедры НДиСО
Московский государственный областной
социально-гуманитарный институт, г. Коломна
В
век информационно-коммуникационных технологий человеческое общество в различных
проявлениях (коммуникация – налаживание контактов, развлечение, реклама) все
чаще обращается к известному способу передачи информации – открытке.
Из
словарей мы находим, что открытка – это открытое письмо или особый вид почтовой
карточки для открытого письма без конверта [1]. История открытки хранит в себе
много тайн и по утверждению ученых нет точной даты создания этого творения. Хронологические
данные свидетельствуют, что первые открытки появились в Европе (Франция,
Германия, Австро-Венгрия) и затем покорили Россию.
Анализ
документальных источников говорит нам о том, что открытка относится к жанру
графического дизайна. Первое
упоминание о поздравительных открытках относится к 1777 году, автором которого
считают французского гравера Демезона. К сожалению, до наших дней они не дошли.
Но в то же самое время широкое распространение во Франции получают адресные и
рекламные открытки, созданные Шоффаром в XVIII веке.
По одной из исторических версий
изобразительная часть открыток была заимствована из русских народных, так
называемых лубочных картинок (бытовой жанр изобразительного искусства),
существовавшие под разными названиями в
Англии, Германии и Франции.
В Россию народные картинки были
завезены из Германии в начале XVII века.
Первые (рождественские) рисунки на
почтовых карточках появляются в Англии в конце XVIII века (1794 г. художник
Добсон). Спустя год появляется возможность печати его открыток, и в 1800 году –
первая продажа. В начале XIX века диапазон выпускаемых
открыток расширяется. К рождественским открыткам добавляются новогодние и
«валентинки».
Затем история открытки
перекочевывает в Германию, где были
предложены свои проекты по созданию почтовой карточки, но отклонились.
Австро-Венгерская
корреспондентская карточка, разработанная Эмануилом Германом, состояла из
текста в двадцать слов, адреса и подписи. И 70-е годы XIX века ознаменовались
широким распространением открыток в
мировом масштабе: Англия, Швейцария, Люксембург, Бельгия, Дания, Нидерланды, Швеция,
Норвегия, Цейлон, Франция, Испания, Румыния, Сербия, Чили, Италия.
В России открытые письма без
иллюстраций были введены в обращение 1 января 1872 года. Первыми
иллюстрированными открытками в России считают фотографические видовые открытки
с изображением достопримечательностей Москвы (1895 год)
[2].
Заслуживают
своего особо внимания почтовые карточки советского периода. Начавшийся массовый
выпуск поздравительных открыток с 1953 года объединил в себе послевоенные фотооткрытки, открытки с
фольгированием и теснением; тематические открытки (освоение космоса,
национальное равенство и братство, достижения в области научно-технического
прогресса, пропаганда здорового образа жизни, новогодние открытки и даже серии
открыток) [3]. Хочется выделить открытки с добрыми и яркими, веселыми и
озорными сюжетами, лесными обитателями авторов В.И. Четверикова и В. И.
Зарубина [4], которые чаще всего были в арсенале советской переписки.
В XXI веке открытка (как текст медиа) приобретает еще
большую популярность. Появляются открытки
большого формата (А3, А4); персонифицированные (Любимому, Маме, Лучшей
подруге); к любому
празднику (юбилейные с указанием возраста, с днем Ангела, на 14 февраля – открытка-валентинка,
открытка-конверт с денежным подарком от поздравителя); открытки, сделанные
«своими руками» (hand-made), в которые мастер вкладывает свою душу;
музыкальные открытки с известными мелодиями; говорящие открытки [5], передающие
голос поздравляющего и конечно, электронные, которые можно переслать по e-mail.
Электронные открытки в современном масс-медиа пространстве
пользуются своей популярностью к праздникам среди студенческой массы, банкиров,
менеджеров, педагогов, ученых. Их можно выбрать из предлагающегося перечня, или
нарисовать самим, например, в поисковой системе Yandex, Mail.ru, Gmail.
Многие торговые
марки, такие как Ив Роше, рекламируя свою продукцию, также предлагают
потенциальным клиентам отправить эксклюзивную виртуальную открытку дорогим
людям к празднику. Отправить такое поздравление очень просто: необходимо
кликнуть на понравившуюся открытку, дополнить ее своими пожеланиями и отправить
поздравление адресату [6].
Мы в нашем
исследовании рассматриваем открытку и как рекламу. Это так называемые
бесплатные открытки (freecards), покоряющие своими уникальными дизайнерскими
идеями, нестандартными видами оформления, неожиданной подачей рекламируемого
продукта.
Реклама
посредством «фрикард» не требует огромных финансовых вложений, поскольку
процесс изготовления и дальнейшее распространение происходят по малобюджетному
сценарию. Для более длительного срока службы лицевую сторону рекламных открыток
покрывают слоем лака. Содержащаяся в открытке информация рассчитана на длительный
период (расписание движения пригородных
автобусов или электропоездов, полезные телефоны и т. п.)
[7]. Такую открытку можно использовать
в качестве закладки в книге, поэтому достаточно долгое время она находится на
наших глазах.
На примере
города Коломна Московской области хочется отметить, что тип рекламы (freecards) стал распространенным в нашем
городе с 2008 года – с момента
строительства крупных торгово-развлекательных комплексов «РИО», «КАДО»,
«ГЛОБУС», «ГЕЛИОС», «СВЕТОФОР», ресторана «ОТЕЛЬ», пивного бара «НЕПО»,
суши-бара «ТОКИО», где на рекламных стойках можно взять понравившуюся в руки
открытку. Первоначально это были открытки фирм, которые могли заняться дизайном
именно такого рода рекламы, например, фирма Fly Cards или KLMN Cards.
На розовом фоне открытки Fly Cards имеется следующая надпись: в 8утра проснулся, выМыл полы, зАвтрак
приготовил, за Розами сбегал, Торт испек, давай нАконец займемся любовью,
которая отражает действия мужчины в праздник весны – 8 марта.
Лицевая сторона открытки KLMN Cards имеет взывающую надпись: «Поздравь друзей и родных коломенской
открыткой!!!», на обороте – адрес сайта «Коломна – справка. ру».
На сегодняшний день в
вышеназванных торгово-развлекательных комплексах, барах и ресторанах открытки
другого рекламного содержания: Попробуй историю на вкус (музейная фабрика
пастилы в Коломне), Оранжевое небо (Агенство туризма и праздников), Арлекин шоу
(Проведение детских праздников); Famili Days (Шотландский клуб
ресторан), Ultraprint (Печать на
холсте, широкоформатная печать); ТВ-онлайн на ZABAVA.RU (Ростелеком);
Электронные сигареты и др.
Позитивных моментов открытки
(freecards), на наш взгляд, достаточно много. Необходимо
отметить, что в местах сферы торговли и услуг большой поток потенциальных
клиентов, которые с радостью берут заинтересовавшие его оригинальные и
содержательные экземпляры, зацепившие глаз. Дешевизна, масштаб, оригинальность,
отсутствие конкуренции [8]. И этот
перечень плюсов еще можно продолжать…
На основе вышесказанного,
мы приходим к выводу, что, несмотря, на почтенный возраст самой открытки, ее актуальность
и востребованность не только не падает, но
даже растет в современном
масс-медиа пространстве.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ
ССЫЛКИ
1. [Электронный
ресурс]. Режим доступа: URL:
u.Wikipedia.org/wiki/%CE%F2%EA%F0%FB%F2%EA%E0. (дата обращения 5.04.2013).
2. [Электронный
ресурс]. Режим доступа: URL:
http://literra.websib.ru/borovikova/text_article.htm?52
(дата
обращения 6.04.2013).
3. Кириллова И. Советское ретро –
история советской открытки. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
URL:
http://www.live master.ru/topic/115646-sovetskoe-retro-8211-istoriya-sovetskoj-otkrytki61 (дата обращения 6.04.2013).
4. Ракитина
Е. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:
http://www.toybytoy.com/game/Postcards_of_the_Soviet_times_modern_version
(дата обращения 7.04.2013).
5. Белявский В. говорящая открытка
[Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.homebusiness.ru/ideas/100.htm
(дата обращения 2.05.2013).
6. [Электронный
ресурс]. Режим доступа: URL: http://postcards.yves-rocher.ru/
(дата обращения 2.05.2013).
7. Рекламные
открытки. Дизайн. [Электронный ресурс]. Режим доступа:URL: http://moscowbrand.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=528&Itemid=477
(дата обращения 2.05.2013).
8. Обзор
российского рынка рекламных открыток. [Электронный ресурс]. Режим доступа:URL: http://www.marketcenter.ru/content/doc-2-12662.html
(дата обращения 2.05.2013). |