Практическая работа
№ 5 «Атмосфера – воздушная оболочка
Земли»
Цель:
студенты должны научиться применять полученные теоретические знания об
атмосфере на практике; решать расчетные задачи по компонентам погоды.
Вопросы для
обсуждения:
1.
Атмосфера.
Характеристика атмосферных слоев.
2.
Состав воздуха.
Роль газов в атмосфере.
3.
Понятие «ветер»,
причины образования и скорости
ветра. Значение ветра.
4.
Понятия «бриз», «муссон». Сравнительная характеристика
данных ветров.
5.
Насыщенный и ненасыщенный воздух. Влажность воздуха.
Основные характеристики влажности. Понятие «точка росы».
6.
Классификация осадков по происхождению, по характеру
выпадения, их характеристика. Зависимость распределения осадков по земной
поверхности.
7.
Понятие «атмосферное давление». Причина изменения
давления. Распределение поясов атмосферного давления на территории Земли.
Изменение давления с высотой.
8.
Погода. Компоненты погоды. Причина изменения погоды.
9.
Климат. Компоненты климата. Причина изменения климата
на Земле.
10. Охрана атмосферы. Значение атмосферы.
Антропогенное загрязнение атмосферы. Меры по охране атмосферного воздуха.
Задания для
студентов:
Задание 1.
По данным таблицы
высчитайте среднюю температуру воздуха и ее амплитуду. Постройте график
суточного хода температуры. Пользуясь графиком, определите температуру воздуха
в 10 часов утра.
часы
|
1
|
7
|
13
|
19
|
ср. температура
|
амплитуда
|
температура
воздуха
|
- 2° С
|
0° С
|
+2° С
|
0° С
|
|
|
Задание
2.
По приведенным
данным постройте столбчатую диаграмму осадков.
Месяцы
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
Кол-во
осадков
|
30
|
33
|
36
|
38
|
45
|
69
|
85
|
70
|
53
|
55
|
42
|
38
|
Рассчитайте
среднегодовое количество осадков. Для какого климатического пояса и мест земного шара характерно такое
выпадение осадков?
Задание
3.
Покажите
стрелками направление ветра между пунктами А и Б
А
|
Б
|
742 мм рт. ст.
|
745 мм рт. ст.
|
748 мм рт. ст.
|
752 мм рт. ст.
|
765 мм рт. ст.
|
759 мм рт.ст.
|
Задание
4.
Определите
температуру воздуха за бортом самолета, который летит на высоте 10 000м, а
температура у поверхности земли + 19 ° С.
Задание
5.
Вычислите,
какое будет давление на высоте 1000м, 2000м, 3000м, если высота горы 3700м, а атмосферное давление у
поверхности земли 760 мм
рт. ст.
Задание
6.
Постройте
график «Розы ветров» по следующим данным.
Направление ветра
|
Количество дней
|
с
|
5
|
ю
|
3
|
з
|
4
|
в
|
1
|
с-з
|
6
|
ю-в
|
2
|
ю-з
|
5
|
с-в
|
4
|
Практическая
работа № 6 «Гидросфера – водная оболочка
Земли»
Цель:
закрепить основные понятия по теме «гидросфера»; уметь описывать любой
географический объект водной оболочки земли по плану; чертить поперечный
профиль реки и рассчитывать площадь
сечения реки.
Вопросы для
обсуждения:
1.
Понятие
«гидросфера», ее составляющие части. Круговорот воды в природе.
2.
Мировой океан, его части.
3.
Понятия «материк»,
«части света», количество материков и частей света Земли.
4.
Понятие «остров». Группы островов по происхождению.
Примеры. Самый большой остров земли.
5.
Понятия «залив», «пролив». Отличие залива от пролива.
Примеры.
6.
Соленость Мирового океана. Природные явления,
уменьшающие и увеличивающие соленость воды.
7.
Закономерности температурных параметров поверхностных
вод. Виды движений в океане и их причины. Теплые и холодные течения.
8.
Опишите любую реку земного шара по плану:
название,
материк, на котором протекает, к бассейну, какой реки относится, исток, устье,
каким притоком является, питание реки, хозяйственное значение.
9.
Понятие «озеро».
Классификация озер по происхождению. Значение озер.
10.
Понятие «болото». Классификация болот.
11.
Понятие «ледник». Условия, необходимые для создания
ледника.
12.
Охрана вод суши.
Задания для
студентов:
Задание 1.
Начертите
поперечный профиль реки в масштабе в 1см – 1 м, при условии, что ширина русла реки 13 м а глубина на каждые 2 метра следующая:2 м – 1м
;4 м – 1, 75 м;6 м – 1,5 м;8 м – 1 м;10 м – 0,5 м;12 м – 0,2 м
На основе данных
рассчитайте а) среднюю глубину реки, б) площадь сечения реки, в) расход воды в
реке, если скорость течения реки составляет 2 м / сек.
Задание 2.
Рассчитайте, будет ли лежать снег на вершине
горы Килиманджаро в Африке, если
температура воздуха у ее подножия составляет +25° С.
Задание 3.
Прочитайте текст,
найдите географические ошибки и выпишите их.
Река Сырдарья
протекала высоко в горах. Мой подводный корабль чуть было не запутался в
притоках, пробивая себе, путь к Аральскому морю. Я долго прокладывал маршрут по
каналам в Каспийское море, и вот по прошествии пяти дней напряженной вахты в
капитанской рубке я попал в Каспий. Но неожиданная неприятность – все море было
покрыто льдом, и я с трудом отыскал проход – пролив Босфор в Средиземное море. Здесь, наконец - то я
зашел в первый крупный порт на моем пути – город Бомбей. Это была столица
Испании. Испанцы очень гостеприимны, но у них закончился уголь. Мне пришлось
поставить паруса на подводную лодку, и, использовав, холодное Северо-Атлантическое течение, через
Гибролтарский пролив я вырвался на широкие океанические просторы. Мой путь
лежал в центр Атлантики к гавайским островам. Эти острова когда-то очень давно
отделились от Америки и теперь хотят, пользуясь течением вернуться к материку.
На середине пути, прямо в открытом океане, меня настигли громадные волны цунами
– высотой 30 метров,
но двигались они очень медленно 15
км в час. Воспользовавшись этим, я на гребне цунами
приблизился к островам, и чуть было не потерпел крушение. На мое счастье я
увидел защиту – Большой Барьерный Риф, там было тихо как в тазу. Какая коварная
Атлантика! Я решил не играть с судьбой и не испытывать коварство океана и стал
рыбачить в море Фиджи.
|