Практическая работа 4. Синэкология. Экосистема
ЦЕЛЬ: закрепить со студентами знания раздела синэкологии и приобрести умение построения пищевых цепей.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
1. Понятие «экосистема», структура экосистем. Учение о биогеоценозах.
2. Пищевые цепи и трофические уровни. Эффекты концентрации веществ в пищевых цепях.
3. Экологические пирамиды.
4. Экологические сукцессии.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ:
https://learningapps.org/255720 - Вставить пропущенные слова в текст по экосистеме. В чате оставить комментарий: 3 - в случае, если ошибок не было допущено; 2- в случае, если допущена 1 ошибка; 1- в случае, если допущено 2 ошибки; 0- задание выполнено полностью неверно
1. Из предложенного перечня выберите наиболее крупную экосистему. Постройте матрешку из этих экосистем. Почему биосферу считают экосистемой? Ответ поясните.
1. ландшафт 2. муравейник 3. биосфера 4. лес 5. природный район
https://learningapps.org/display?v=pj562hfzk20 - задание на определение П, К,Р В чате оставить комментарий: 3 - в случае, если ошибок не было допущено; 2- в случае, если допущена 1 ошибка; 1- в случае, если допущено 2 ошибки; 0- задание выполнено полностью неверно
2. К каждой трофической группе организмов, обозначенной буквами, подберите способ питания, обозначенный цифрами.
Таблица 2
Способ питания организмов
|
Трофическая группа
|
1. Используют углерод неорганических веществ (углекислый газ)
|
А. Автотрофы
|
2. Животные питаются живыми растениями
|
Б. Гетеротрофы
|
3. Используют углерод неорганических веществ и химическую энергию
|
В. Фотоавтотрофы
|
4. Используют углерод органических веществ и заключенную в них энергию
|
Г. Хемоавтотрофы
|
5. Питаются другими животными
|
Д. Фитофаги
|
6. Для синтеза органических веществ используют углерод неорганических веществ и солнечную энергию
|
Е. Зоофаги
|
7. Питаются мертвыми органическими веществами
|
Ж. Паразиты
|
8. Питаются соками организма-хозяина
|
З. Симбиотрофы
|
9. Питаются выделениями из корней растений
|
И. Детритофаги
|
3. Составьте цепи питания, в которых присутствуют следующие организмы: бактерии, хищные рыбы, рачки, растительный опад, простейшие, рыбы.
4. Постройте пирамиды биомассы и численности для следующей пищевой цепи: растения кузнечики лягушки ужи ястреб-змееяд
Биомасса всех растений луга – 40 000 кг; биомасса 1 побега травянистого растения – 0, 005 кг; биомасса 1 кузнечика – 0,001 кг; биомасса 1 лягушки – 0,01 кг; биомасса 1 ужа – 0,1 кг; биомасса 1 ястреба-змееяда – 2 кг.
5. «5-й лишний». В каждой группе слов найдите одно лишнее и напишите, почему выбранное Вами слово является лишним.
1) лошадь, овца, кролик, бабочка, лисица
2) цианобактерии, подберезовик, ель, береза, боярышник
3) дождевой червь, бактерии, подосиновик, мокрица, рак
4) уж, сокол, олень, лисица, волк
Практическая работа 5. Биосфера. Ноосфера
ЦЕЛЬ: закрепить с обучающимися знания о биосфере и ноосфере, взаимосвязях существующих в природе; сформировать умение их использования в практической деятельности и в профессиональной деятельности будущего учителя начальных классов.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
1. Биосфера как экосистема. Структура биосферы.
2. Эволюция биосферы.
3. Охрана природы и перспективы рационального природопользования
ЗАДАНИЯДЛЯ СТУДЕНТОВ:
https://learningapps.org/15093860 - мультфильм "Мальчик и Земля" (Подумай и ответь: О воздействии какого экологического фактора говорится в мультфильме?)
1. На биосферу огромное влияние оказывает человек. Что такое урбанизация? Какое влияние оказывают города на биосферу? Что такое парниковый эффект? Каковы возможные последствия усиления парникового эффекта?
2. https://learningapps.org/15099994 - водный след (Подумай и ответь: Какие водные системы претерпели антропогенное воздействие? На каком сайте можно узнать подробную информацию о водных экосистемах? О каких водных проблемах своего региона Вы могли бы разместить информацию на сайте?))
Вода во многих реках России стала не пригодной для питья. Почему? Назовите основные источники пресной воды.
https://learningapps.org/display?v=v5tbkj33 - экосистема болота. В чате оставить комментарий: 3 - в случае, если ошибок не было допущено; 2- в случае, если допущена 1 ошибка; 1- в случае, если допущено 2 ошибки; 0- задание выполнено полностью неверно
3. Ежегодно в океан попадает 10 млн. т нефти. Всего лишь 5 г нефтепродуктов, попавших вводу, ведут к образованию пленки нефти на 50 м ² водной поверхности. Определите, какая площадь поверхности океана может быть покрыта пленкой нефти в течение года. К каким последствиям приводят аварии на нефтетанкерах в водах Мирового океана?
4. Азот играет большую роль в жизни организмов, он входит в состав молекул белка. В неживой природе большая часть его находится в атмосфере в свободном состоянии и недоступна животным и большей части растений. Раскройте роль бобовых растений в обеспечении всего живого азотом.
http://images.myshared.ru/9/931179/slide_7.jpg - ссылка на схему
5. Овощи ценный продукт питания. За что их ценят? Однако при выращивании в овощах могут накапливаться нитраты. Мы приведем перечень овощей в порядке убывания содержания в них нитратов:
1) салат, петрушка, редис
2) редька, свекла, зеленый лук
3) капуста, морковь, репчатый лук
4) ревень, укроп
5) тыква
6) огурцы, томаты, картофель
Составьте практические советы хозяйкам о правильном использовании в пищу овощей, чтобы не отравиться нитратами.
Практическая работа 6. Экология человека
ЦЕЛЬ: определить полезную площадь и кубатуру учебного кабинета
ОБОРУДОВАНИЕ: рулетка
ЗАДАНИЯДЛЯ СТУДЕНТОВ:
https://learningapps.org/display?v=pwqec5q1c20 - Окружающая среда и здоровье человека
1. С помощью рулетки измерьте длину (7 м 92 см), ширину (7 м 20 см)и высоту (3 м)аудитории 121.
2. Рассчитайте площадь пола и кубатуру помещения.
3. Определите площадь и кубатуру в пересчете на одного человека, разделив полученные результаты на количество посадочных мест (36).
4. Полученные данные занесите в таблицу.
Таблица 3
Площадь и кубатура помещения, приходящаяся на одного человека
Помещение
|
Площадь, м2
|
Кубатура, м3
|
Полученный результат
|
Санитарно-гигиеническая норма
|
Полученный результат
|
Санитарно-гигиеническая норма
|
Аудитория
|
|
2,0
|
|
4-5
|
5. Сделайте вывод о соответствии полученных результатов санитарно-гигиеническим нормам. Рационально ли используется площадь помещения?
Изучение функционального состояния дыхательной системы
(секундомер)
Сделайте обычный вдох. Задержите дыхание сколько сможете, зажав нос пальцами. Зафиксируйте время задержки.
Сделайте обычный выдох. Задержите дыхание сколько сможете, зажав нос пальцами. Зафиксируйте время задержки.
Выполните дозированную нагрузку – ходьба по коридору (44 м) в течение 30 сек.
Повторите задержку дыхания на выдохе. Зафиксируйте время задержки.
Сделайте вывод о функциональном состоянии вашей дыхательной системы, используя следующие данные:
У здоровых людей время задержки дыхания на вдохе колеблется от 16 до 55 сек.
У здоровых людей время задержки дыхания на выдохе колеблется от 12 до 13 сек.
При дозированной физической нагрузке за норму принимается уменьшение времени задержки дыхания на выдохе не более, чем на 50 %.
Практическая работа 7-8. Экологические проблемы в интересах образования для устойчивого развития.
ЦЕЛЬ: формировать умение выделять глобальные/региональные экологические проблемы, давать ее описание, причины возникновения, выработать руководство к действию.
ЗАДАНИЯДЛЯ СТУДЕНТОВ:
Выберите одну из глобальных экологических проблем Человечества, дав ее описание. по след. плану:
1. Причины возникновения.
2. Характеристика проблемы
3. Пути выхода
4. Выводы
Оформить материал в формате презентации, в конце указа библиографические ссылки.
|