Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 16.05.2024, 07:02

Сайт преподавателя Макашиной Т.Ю.

Меню сайта
Форма входа

Разное

Главная » 2013 » Февраль » 7 » Практические работы по экологии № 1-3(ДОИ+НОИ+ДОНО)
08:41
Практические работы по экологии № 1-3(ДОИ+НОИ+ДОНО)

Практическая работа 1. Экология как наука.

Цель:  систематизировать материал  о вкладе ученых в развитие экологических знаний.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ: С опорой на содержание главы 1 учебника составить и заполнить таблицу: вклад ученых в развитие экологических знаний. Сделать вывод.

https://obuchalka.org/2011051855088/obschaya-ekologiya-chernova-n-i-bilova-a-m.html - учебник

Название периода ФИО ученого  Вклад в развитие эколог-х знаний
     
     

Практическая работа 2. Аутэкология. Экологические факторы.

ЦЕЛЬ: закрепить со студентами систему первоначальных знаний о экологии как науке, выявить влияние абиотических факторов на живые организмы.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1.                   Предмет, задачи, методы экологии.

2.                   Разделы экологии, взаимосвязь  с другими науками и роль в решении практических задач.

3.                   Среда обитания и экологические факторы.

4.                   Общие закономерности воздействия абиотических факторов.

5.                   Климатические факторы.

6.                   Эдафические факторы.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ:

https://learningapps.org/3522985- экологические факторы

1.        Из приведенного перечня выберите и распределите экологические факторы по группам:

А – абиотические

Б – биотические

В – антропогенные

1)             увеличение скорости течения реки весной 2. увеличение численности мальков и других видов рыб 3. увеличение прозрачности воды во время половодья 4. понижение температуры воды зимой 5. загрязнение воды в водоеме промышленными предприятиями 6. увеличение численности хищников, поедающих отложенную окунями икру

2)             Какие из перечисленных факторов способствуют сокращению численности окуня?

2.              Какие типы биологических ритмов определяют перечисленные ниже биологические явления?

1)              открывание и закрывание устьиц на листьях растений

2)              открывание и закрывание раковин моллюсков, обитающих в прибрежной зоне

3)              распускание почек и листопад у растений

4)              открывание и закрывание цветков у растений

5)              линька у птиц и зверей

6)              миграция лососевых рыб на нерест

7)              перелеты и кочевки птиц

8)              изменение склонности к кровотечениям у оперированных больных

3.              Если бы Вы сделали разрезы почв в широколиственном и хвойном лесу, то увидели бы разные по цвету, структуре почвы. Разное и в них содержание гумуса. Выскажите Ваше мнение, в каком лесу почвы более плодородные. Поясните.

4.              Начертите график областей выживания и оптимума бабочки яблонной плодожорки (x – влажность, y – температура)

Полная гибель куколок - 10ºC и 100 %, 4ºC и 80 %, 15ºC и 40 %, 28ºC и 15%, 36ºC и 55 % , 37ºC и 100 % .

Гибель менее 10 %  - 20ºC и 85%, 22ºC и 95%, 27ºC и 55%, 26ºC и 55%, 22ºC и 70%.

Соедините замкнутой кривой точки для каждого уровня выживания.

Велика ли опасность размножения вредителя в районах с температурой 18ºC -25ºC  и влажностью 70-90 %; и температурой  20ºC -35ºC и влажностью 20-35 %.

 

Практическая работа 3. Демэкология. Популяция. Биотические факторы

ЦЕЛЬ: закрепить со студентами знания раздела демэкологии, научиться рассчитывать процент рождаемости и смертности, навыку вычерчивания кривых выживания и построения возрастных пирамид.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Понятие «популяции» в экологии. Численность, плотность, структура популяции. Рождаемость и смертность.

2. Кривые выживания.

3. Демографическая структура популяции.

4. Рост популяции и кривые роста.

5. Стратегии популяций.

6. Колебание и регуляция численности популяций.

7.     Понятие о сообществе и биоценозе. Взаимосвязи популяций.

8.     Биотические факторы.

ЗАДАНИЯ  ДЛЯ СТУДЕНТОВ:

1.     Если численность населения в данном году составила 500 000 человек,  и за год родилось 10 000 , то какова была рождаемость в этом году при пересчете на 1000 человек.

2.     Осенью каждая самка рыбы-нерка из сем. лососевых откладывает 3200 икринок на гравий в мелких местах. Следующей весной 640 мальков выведшихся из отложенной икры выходят в озеро вблизи отмели, уцелевшие 64 серебрянки, живут в озере 1 год, а затем мигрируют в море. 2 взрослые рыбы, уцелевшие из числа серебрянок, возвращаются к местам нереста спустя 2,5 года, нерестятся и умирают. Подсчитайте процент смертности для нерки в каждом из следующих периодов:

А) от откладки икры до переселения мальков в озеро, спустя 6 месяцев;

Б) за 12 месяцев жизни в озере;

В) за 30 месяцев от выхода из озера до возвращения к местам нереста.

Нарисуйте кривую выживания нерки в этой водной системе (зависимость % выживших особей от возраста).

Рассчитайте величину дорепродуктивной смертности среди этих лососевых.

3.     На одном из участков растения кормового злака – полевицы тонкой  - распределились по возрастному составу следующим образом: проростки -  73%, молодые - 9 %, взрослые плодоносящие - 16%, старые – 2 %. Через 4 года возрастной состав полевицы тонкой на этом же участке был  - 0 %, 3 %, 30 %, 60 % соответственно.

Начертите возрастные пирамиды полевицы тонкой. Как изменилась популяция за этот период. Что можно сказать о длительности жизни этого растения?

4.     Для обитателей леса напишите их местообитание и занимаемую ими экологическую нишу, заполнив таблицу.

Таблица 1

Обитатели

Местообитание

Экологическая ниша

1. Корнееды (нематоды, ногохвостки, личинки жуков)

 

 

2. Стволоеды (усачи, долгоносики)

 

 

3. Листоеды (личинки бабочек, жуки-листоеды)

 

 

4. Пыльцееды (пчелы, осы, жуки)

 

 

5. Семяеды (личинки плодожорок, белки, мыши, птицы)

 

 

 https://learningapps.org/11018825- типы взаимоотношений

5.     Напишите тип биотических отношений, который проявляется в природе:

1)       волк – заяц;

2)       корова – жук-навозник;

3)       рыжая лесная полевка – лесная мышь;

4)       ондатра – водяная крыса;

5)       сойка – рыжий муравей;

6)       белый гриб – ель;

7)       шакал – лев.

 https://may.alleng.org/d/ecol/ecol56.htm учебник Миркин БЛ, Наумова ЛГ Глава 6-9

Категория: Учебные дисциплины | Просмотров: 25473 | Добавил: Admin | Рейтинг: 3.3/3
Всего комментариев: 1
1 Кристина  
0
Хороший тест

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Календарь
«  Февраль 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 302

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz