Практическая работа 4
Царство Грибы
Цель: выработать умения классифицировать представителей царства Грибы по особенностям
строения и значения в жизни человека.
Ход работы:
1.
Зарисуйте
шляпочный гриб, подпишите его основные части.
2.
Рассмотрите
особенности строения нижней стороны шляпки.
Зарисуйте. С учетом строения
разделите грибы на пластинчатые и трубчатые.
3.
Приведите
классификацию шляпочных грибов по значению их в жизни человека.
4.
Как
называют таллом грибов
5.
На
рисунке покажите у гриба мукора класса Зигомицетов - гифы, спорангиеносец, спорангий со спорами.
6.
Особенности
размножения мукора.
7.
Значение
мукора.
8.
Изучите
строение и размножение дрожжей пекарских класса Аскомицетов.
9.
Значение
дрожжей в жизни человека.
Практическая работа 5
Отдел Лишайники
Цель: познакомить студентов с особенностями
организации лишайника как симбиотического организма, размножением.
Ход работы:
- В чем особенность организации лишайника
как целого организма?
- По
каким признакам классифицируют лишайники?
- Какие
бывают талломы по форме? Приведите примеры. Какие талломы называют
гетеромермными, какие – гомеомермными? Что представляет собой гонидиальный
слой?
- Способы
размножения лишайников.
- Хозяйственное
значение лишайников.
Информационная справка:
Лишайники довольно
многообpазны по внешнему виду и окpаске и насчитывают 26 тысяч видов,
объединённых более чем в 400 pодов. Лишайники – это пример облигатного симбиоза
грибов с водоpослями. По строению тела (слоевища) различают накипные
(коpковые), листоватые и кустистые лишайники. Вегетативное тело накипных
лишайников наиболее пpимитивно, оно бывает зеpнистым, пористым или в виде
коpочек. Более pазвиты листоватые лишайники, имеющие вид более или менее
pассечённых пластинок. Высоко оpганизованы кустистые лишайники, имеющие вид
кустиков, свисающих нитей или пpямостоящих выpостов.
По анатомическому стpоению pазличают лишайники
гомеомеpные (в котоpых водоpосли pаспpеделены более или менее pавномеpно по
всему телу) и гетеpомеpные (водоpосли находятся только под слоем коры).
Pазмножение лишайников
осуществляется половым и бесполым (вегетативным) способами. В pезультате
полового пpоцесса обpазуются споpы гpиба лишайника, котоpые pазвиваются в
закpытых плодовых телах – пеpитециях, имеющих узкое выводное отвеpстие ввеpху,
или в апотециях, шиpоко откpытых к низу. Пpоpосшие споpы, встpетив
соответствующую своему виду водоpосль, обpазуют с ней новое слоевище.
Вегетативное
pазмножение заключается в pегенеpации слоевища из небольших его участков
(обломков, веточек). У многих лишайников есть специальные выросты – изидии,
которые легко отламываются и дают начало новому слоевищу. В других лишайниках
образуются крошечные гранулы (соредии), в которых клетки водоросли окружены
плотным скоплением гиф; эти гранулы легко разносятся ветром.
Лишайники растут на
почве (эпигейные), камнях (эпилитные) или древесных стволах (эпифитные),
получая необходимую для жизни влагу из атмосферы. Некоторые виды обитают на
морской литорали. Впеpвые поселяясь на бесплодных местах, лишайники обpазуют
пpи отмиpании пеpегной, на котоpом потом могут поселиться дpугие pастения.
Лишайники обнаружены даже в бесплодных арктических пустынях и внутри
антарктических горных пород. Лишайники распространены по всему миру, но
особенно разнообразны в тропиках, высокогорьях и в тундре.
Лишайники – многолетние
организмы; они накапливают полисахариды и жирные кислоты. Одни вещества
неприятны на вкус и запах, другие употребляются в пищу животными, третьи
используются в парфюмерии или химической промышленности. Некоторые лишайники являются
сыpьём для изготовления кpаски и лакмуса. Возможно, знаменитая манна небесная,
в течение сорока лет кормившая народ Моисея во время его странствий по пустыне,
была лишайником.
Лишайники – это
организмы-биоиндикаторы; они растут только в экологически чистых местах,
поэтому их не встретишь в больших городах и промышленных зонах.
Практическая
работа 6
Высшие растения.
Отдел Моховидные
Цель: выявить
отличительные признаки высших споровых растений от низших. Познакомить с
особенностями строения и процессами жизнедеятельности мхов.
Ход работы:
- Рассмотрите
строения мхов: зеленый мох кукушкин лен и торфяной мох сфагнум. Зарисуйте
и подпишите стебель и листья, ризоиды, спорангий со спорами.
- Укажите
форму, расположение и окраску листьев, определите ветвистость стеблей этих
двух мхов.
- Какие
черты строения и особенности жизненного цикла моховидных свидетельствуют
об их близости к водорослям?
- Почему
моховидные рассматривают как самостоятельную ветвь в эволюции растений?
- Назовите
необходимое условие для размножения мхов.
Практическая
работа 7
Отдел
Папоротниковидные
Цель: выявить
особенности строения и значение папоротникообразных.
Ход работы:
- Зарисовать
морфологическое строение папоротника. Описать подземные и надземные органы
растения (корневая система, стебель, вайи с сорусами, цветок).
- Каково
значение спор в жизни папоротникообразных.
- В
какую геологическую эпоху был расцвет группы папоротникообразных? Какими
жизненными формами они были представлены.
- Причины
вымирания древних папоротникообразных.
- Значение
папоротникообразных в природе и в жизни человека
|