Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 16.05.2024, 17:13

Сайт преподавателя Макашиной Т.Ю.

Меню сайта
Форма входа

Разное

Главная » 2013 » Сентябрь » 15 » Портфель достижений студента как один из оптимальных способов организации накопительной системы оценки по учебной дисциплине «Теория и метод
17:10
Портфель достижений студента как один из оптимальных способов организации накопительной системы оценки по учебной дисциплине «Теория и метод

Актуальные проблемы подготовки педагогов в рамках реализации новых Федеральных государственных образовательных стандартов: сборник статей и материалов Всероссийской научно-практической конференции /под ред. Т. Ю. Макашиной – Моск. гос. обл. соц-гуманитарный институт. – Коломна: МГОСГИ, 2011. – С.16-19.

ПОРТФЕЛЬ ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТА КАК ОДИН ИЗ ОПТИМАЛЬНЫХ СПОСОБОВ ОРГАНИЗАЦИИ НАКОПИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ  ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Макашина Т. Ю.

 

Современный этап развития системы образования в России характеризуется необходимостью модернизации не только ее структуры и содержания на основе внедрения инновационных подходов к организации, управлению, содержанию, формам и методам обучения, но и оценке качества образования. В связи с этим, принятие и развитие парадигмы личностно-ориентированного обучения приводит к широкому использованию альтернативных методов оценивания различных видов деятельности субъектов образовательного процесса. Одной из таких оценочных технологий, является технология портфолио. Она основана  на использовании компетентностного подхода, которая стала активно внедряться в практику образовательных учреждений в системе «ДОУ – школа – ВУЗ».

Портфолио в современном понимании является способом фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений человека. Его применение позволяет решать задачи организации, планирования, осуществления и оценивания различных направлений деятельности будущего специалиста, реализуемой в рамках учебно-воспитательного процесса.

Мы понятие «портфолио» соотносим со сферой образования. На самом деле, в широком смысле этого понятия, метод портфолио (performance portfolio or portfolic assessment) применим для любой практико-результативной деятельности, как образовательной, так и профессиональной.

Основной смысл портфолио - «показать все, на что ты способен».  В своем исследовании мы предлагаем рассмотреть «Портфолио работ». Это собрание различных творческих и проектных работ студента по учебной дисциплине Теория и методика экологического образования детей.  По объему и содержанию курс достаточно большой, в рамках которого из 220 часов на семинарские занятия отводится 48 часов и 122 на самостоятельную работу студента. Цель портфолио – представить отчет по процессу обучения студента, выполнить роль индивидуальной накопительной оценки и увидеть картинку значимых результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса студента в его профессиональной деятельности, продемонстрировать его способности практически применить приобретенные знания и умения.

Портфолио представляет собой рабочую файловую папку. В ней содержатся задания практического характера, которые студент готовит самостоятельно и затем  представляет в качестве отчетной документации (промежуточной и итоговой). Перечень предлагаемых работ для выполнения, следующий: подбор материала о круглогодичной жизни зайца-беляка в лесу (другой лесной обитатель), анализ биоэкологических понятий на примере этого животного; примерив на себя амплуа директора ДОУ составьте план-схему: «Сотрудничество ДОУ с другими учреждениями города»; разработайте проект организации одного из компонентов экологически развивающей среды, определите  в ней место деятельности детей, поясните его методическое назначение; разработайте занятие по экологии (определите его тип, сформулируйте программное содержание, продумайте наглядность, ход беседы) на любую из тем для детей дошкольного возраста, дайте его анализ; разработайте листовку для любой международной экологической акции, проанализируйте наблюдение; разработайте паспорта комнатных растений; разработайте экологическую игру, определите  программное содержание, сюжет, роли, атрибутику, ход игры; разработайте наглядное пособие к экологическому занятию детей любого дошкольного возраста; проанализируйте художественное произведение о природе по плану; предложите тематику форм работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников; придумайте и оформите макет самодельной книги о природе.

Портфолио работ пополняется периодически в течение всего времени (2 семестра -1 год) обучения учебной дисциплины. С тем, чтобы наиболее эффективно способствовать развитию профессиональных навыков студентов, преподаватель должен тщательно подбирать критерии оценки портфолио, и представить эти критерии студентам еще до начала их работы над своим портфолио. Каждый элемент портфолио желательно датировать, чтобы можно было проследить динамику роста студента.

В конце изучения Теории и методики экологического образования студентов, проводится конкурс «Лучший портфолио работ». Оцениваются все портфолио всеми студентами, самим исполнителем и преподавателем по следующим критериям: отсутствие психолого-педагогических и методических ошибок, завершенность (наличие всех работ), единый стиль оформления. Таким образом, каждый студент за свой портфолио получает рейтинговую оценку, т. е. средний балл, который  вместе с накопленными баллами  в ходе подготовки к семинарским занятиям учитывается при сдаче студентом зачета или экзамена.

Мы считаем, что создание студентами собственной папки работ  по учебной дисциплине достаточно актуально, т. к. может способствовать формированию самооценки и внешней оценки; развитию профессиональных педагогических  компетенций; углубленному подходу к изучению теоретических аспектов научных знаний.

Технология портфолио является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать такие педагогические задачи, как: поддерживание и стимулирование учебной мотивации студентов; развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности студентов; формирование умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность студентов; закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной специализации.

Но, как и в любой технологии, в технологии  создания и применения портфолио в учебном процессе имеются свои преимущества и недостатки. В чем же мы их наблюдаем?

Преимущества технологии портфолио мы видим в следующем: позволяет преподавателю индивидуально подходить к каждому студенту, т. к. каждый студент обладает своими уникальными способностями, потребностями и сильными сторонами, в этой связи можно обнаружить препятствия к личному успеху; предоставляет основу для последующего анализа и планирования; позволяет самим студентам стать активными участниками процесса оценки; они могут честно представить себе свои текущие знания, и определить цели, которых они хотят достигнуть в дальнейшем обучении; расширяет возможности методов оценки, позволяя оценить более сложные и важные аспекты обучения.

Недостатки метода «портфолио»: формирование собственных критериев оценки может показаться сложным и непривычным; если критерии оценок не определены достаточно четко, портфолио может стать всего лишь беспорядочным собранием работ ученика, не отражающим динамики его развития и всей полноты его учебных достижений; как и всякую качественную информацию, материалы портфолио, может быть, сложно анализировать и обобщать для выделения тенденции профессионального роста студента.

 

 

Категория: Публикации | Просмотров: 1190 | Добавил: Admin | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 302

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz