Актуальные проблемы
подготовки педагогов в рамках реализации новых Федеральных государственных
образовательных стандартов: сборник статей и материалов Всероссийской
научно-практической конференции /под ред. Т. Ю. Макашиной – Моск. гос. обл.
соц-гуманитарный институт. – Коломна: МГОСГИ, 2011. – С.16-19. ПОРТФЕЛЬ
ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТА КАК ОДИН ИЗ ОПТИМАЛЬНЫХ СПОСОБОВ ОРГАНИЗАЦИИ НАКОПИТЕЛЬНОЙ
СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Макашина Т. Ю.
Современный этап развития
системы образования в России характеризуется необходимостью модернизации не
только ее структуры и содержания на основе внедрения инновационных подходов к
организации, управлению, содержанию, формам и методам обучения, но и оценке
качества образования. В связи с этим, принятие и развитие парадигмы
личностно-ориентированного обучения приводит к широкому использованию
альтернативных методов оценивания различных видов деятельности субъектов
образовательного процесса. Одной из таких оценочных технологий, является технология
портфолио. Она основана на использовании
компетентностного подхода, которая стала активно внедряться в практику
образовательных учреждений в системе «ДОУ – школа – ВУЗ».
Портфолио в современном
понимании является способом фиксирования, накопления и оценки индивидуальных
достижений человека. Его применение позволяет решать задачи организации,
планирования, осуществления и оценивания различных направлений деятельности
будущего специалиста, реализуемой в рамках учебно-воспитательного процесса.
Мы понятие «портфолио» соотносим
со сферой образования. На самом деле, в широком смысле этого понятия, метод
портфолио (performance portfolio or portfolic assessment) применим для любой практико-результативной деятельности, как
образовательной, так и профессиональной.
Основной смысл портфолио -
«показать все, на что ты способен». В
своем исследовании мы предлагаем рассмотреть «Портфолио работ». Это собрание различных творческих и проектных
работ студента по учебной дисциплине Теория и методика экологического
образования детей. По объему и
содержанию курс достаточно большой, в рамках которого из 220 часов на
семинарские занятия отводится 48 часов и 122 на самостоятельную работу
студента. Цель портфолио –
представить отчет по процессу обучения студента, выполнить роль индивидуальной
накопительной оценки и увидеть картинку значимых результатов в целом,
обеспечить отслеживание индивидуального прогресса студента в его
профессиональной деятельности, продемонстрировать его способности практически
применить приобретенные знания и умения.
Портфолио представляет собой
рабочую файловую папку. В ней содержатся задания практического характера,
которые студент готовит самостоятельно и затем
представляет в качестве отчетной документации (промежуточной и
итоговой). Перечень предлагаемых работ для выполнения, следующий: подбор
материала о круглогодичной жизни зайца-беляка в лесу (другой лесной обитатель),
анализ биоэкологических понятий на примере этого животного; примерив на себя
амплуа директора ДОУ составьте план-схему: «Сотрудничество ДОУ с другими
учреждениями города»; разработайте проект организации одного из компонентов
экологически развивающей среды, определите
в ней место деятельности детей, поясните его методическое назначение;
разработайте занятие по экологии (определите его тип, сформулируйте программное
содержание, продумайте наглядность, ход беседы) на любую из тем для детей
дошкольного возраста, дайте его анализ; разработайте листовку для любой
международной экологической акции, проанализируйте наблюдение; разработайте
паспорта комнатных растений; разработайте экологическую игру, определите программное содержание, сюжет, роли,
атрибутику, ход игры; разработайте наглядное пособие к экологическому занятию детей
любого дошкольного возраста; проанализируйте художественное произведение о
природе по плану; предложите тематику форм работы с родителями по
экологическому воспитанию дошкольников; придумайте и оформите макет самодельной
книги о природе.
Портфолио работ пополняется
периодически в течение всего времени (2 семестра -1 год) обучения учебной
дисциплины. С тем, чтобы наиболее эффективно способствовать развитию
профессиональных навыков студентов, преподаватель должен тщательно подбирать
критерии оценки портфолио, и представить эти критерии студентам еще до начала
их работы над своим портфолио. Каждый элемент портфолио желательно датировать,
чтобы можно было проследить динамику роста студента.
В конце изучения Теории и
методики экологического образования студентов, проводится конкурс «Лучший
портфолио работ». Оцениваются все портфолио всеми студентами, самим
исполнителем и преподавателем по следующим критериям: отсутствие
психолого-педагогических и методических ошибок, завершенность (наличие всех
работ), единый стиль оформления. Таким образом, каждый студент за свой
портфолио получает рейтинговую оценку, т. е. средний балл, который вместе с накопленными баллами в ходе подготовки к семинарским занятиям
учитывается при сдаче студентом зачета или экзамена.
Мы считаем, что создание
студентами собственной папки работ по
учебной дисциплине достаточно актуально, т. к. может способствовать
формированию самооценки и внешней оценки; развитию профессиональных
педагогических компетенций; углубленному
подходу к изучению теоретических аспектов научных знаний.
Технология портфолио
является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает
решать такие педагогические задачи, как: поддерживание и стимулирование учебной
мотивации студентов; развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности
студентов; формирование умения учиться – ставить цели, планировать и
организовывать собственную деятельность студентов; закладывать дополнительные
предпосылки и возможности для успешной специализации.
Но, как и в любой технологии,
в технологии создания и применения
портфолио в учебном процессе имеются свои преимущества и недостатки. В чем же
мы их наблюдаем?
Преимущества технологии
портфолио мы видим в следующем: позволяет преподавателю индивидуально подходить
к каждому студенту, т. к. каждый студент обладает своими уникальными
способностями, потребностями и сильными сторонами, в этой связи можно обнаружить
препятствия к личному успеху; предоставляет основу для последующего анализа и
планирования; позволяет самим студентам стать активными участниками процесса
оценки; они могут честно представить себе свои текущие знания, и определить
цели, которых они хотят достигнуть в дальнейшем обучении; расширяет возможности
методов оценки, позволяя оценить более сложные и важные аспекты обучения.
Недостатки метода
«портфолио»: формирование собственных критериев оценки может показаться сложным
и непривычным; если критерии оценок не определены достаточно четко, портфолио
может стать всего лишь беспорядочным собранием работ ученика, не отражающим
динамики его развития и всей полноты его учебных достижений; как и всякую
качественную информацию, материалы портфолио, может быть, сложно анализировать
и обобщать для выделения тенденции профессионального роста студента.
|