Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 16.05.2024, 11:24

Сайт преподавателя Макашиной Т.Ю.

Меню сайта
Форма входа

Разное

Главная » 2013 » Ноябрь » 24 » ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ИДЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
20:27
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ИДЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Герценовские чтения. Начальное образование. Том 4. Выпуск 2. Реализация идей устойчивого развития в начальном образовании. – СПб.: ВВМ, 2013. - С. 205-2011.


Макашина Татьяна Юрьевна

ГАОУ ВПО «Московский государственный

областной социально-гуманитарный институт»

г. Коломна

tatmakashina@yandex.ru

 

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ  ИДЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

В данной статье рассматривается проблема образования устойчивого развития. На примере факультативного курса «Реализация требований ФГОС в начальном образовании» педагогического факультета ГАОУ ВПО «Московский государственный областной социально-гуманитарный институт» предлагаются некоторые рекомендации по подготовке будущих учителей начальной школы к организации внеурочной деятельности в рамках идей устойчивого развития.

Ключевые слова: устойчивое развитие, общество устойчивого развития, образование устойчивого развития, внеурочная деятельность, внеурочная деятельность в рамках идей устойчивого развития.

Одним из важнейших аспектов модернизации российского образования на период до 2015 года (по объявлению Организации Объединенных Наций) стало – образование устойчивого развития (ОУР), предполагающее «… переход от традиционного обучения к экологически ориентированной модели, в основе которой должны лежать широкие междисциплинарные знания, базирующиеся на комплексном подходе к развитию общества, экономики и окружающей среды…» [1, С. 6]. По утверждению Боннской  декларации (2009 г)  «ОУР – это новое направление образования для всех», где  преподаватели являются «важными проводниками» этого процесса [2, С. 41]. 

В соответствии с социальным заказом общества высшие учебные заведения, осуществляя переход на двухуровневую систему обучения, опираясь на Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения должны переориентироваться и готовить будущих учителей в рамках образования устойчивого развития.

Устойчивое развитие мы понимаем как развитие последующих поколений, направленное на гармонизацию, оптимизацию и рационализацию.

Фундаментом образования устойчивого развития по утверждению ученых  Касимова Н.С., Мазурова Ю. Л. и других  стали достижения экологизации всего образования,  начало которых было заложено в 80-е годы XX-го столетия. Отправной точкой выше упомянутого процесса послужила конференция Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992 г), на которой была предложена концепция перехода современной цивилизации к устойчивому развитию в связи с изменившимся мировоззрением к концу XX-го столетия человеческого общества [3].

 «Обращаясь к истории философской мысли, отметим, что экологическое мировоззрение в двадцатом столетии менялось. В начале столетия был популярен технократический взгляд на планету и вера во всемогущество науки. Этот взгляд получил название сциентизма или корнукопианства  (рог изобилия). Однако к середине столетия отношения человека и природы обострились - ресурсы быстро истощались, загрязнялись океан и атмосфера, росло народонаселение. Это привело к возникновению мировоззрения – алармизма (страх). Алармисты считали неизбежным экологический кризис.
К началу 80-х годов в ряде развитых стран  были достигнуты несомненные успехи в области рационального природопользования – контроля загрязнений, экономии ресурсов, решении задачи регулирования роста народонаселения. Это стало причиной формирования третьего мировоззрения – экологического оптимизма: человечество сможет выжить, если станет экологически разумным, с должным уровнем экологической культуры у подрастающего поколения и построит новое общество, модель которого получило название «общества устойчивого развития»» [4, С. 16].

На основе выше изложенного теоретического аспекта данной проблемы мы считаем, что роль преподавателей в процессе образования устойчивого развития весома. На примере педагогического факультета ГАОУ ВПО «Московский государственный областной социально-гуманитарный институт»   можем отметить ряд факультативов, курсов по выбору студентов, таких как: Организация и проведение развивающих досуговых мероприятий, Духовно-нравственное воспитание в начальной школе на современном этапе, Школьные объединения в рамках гражданского воспитания, Реализация требований ФГОС в начальном образовании, Содержание методической работы в образовательном учреждении, Проектная деятельность в школе, Дифференцированный подход к младшим школьникам при изучении окружающего мира, Основы региональных традиций, Культура общения педагога, содержание которых поможет будущим педагогам внедрить идеи устойчивого развития в  практическую деятельность, (как урочную, так и внеурочную) при работе с учащимися начальной школы. Содержание направлено на развитие у студентов системного, критического, творческого мышления; формирование системы ценностей и жизненных установок; соответствующего багажа знаний и компетентности.

Одна из тем программы факультативного курса «Реализация требований ФГОС в начальном образовании» звучит как «Внеурочная деятельность» и на наш взгляд, является благодатной в плане приобретения у будущих педагогов  навыков образования устойчивого развития.

Из приемлемых форм организации внеурочной деятельности начальной школы (кружок, клуб, секция, студия, театр, мастерская), мы более подробно рассматриваем деятельность экологического клуба «Зеленый зонтик». Клуб имеет свой девиз, эмблему, программу. Вовлечение младших школьников  в клубную работу позволяет осуществлять целенаправленное общение в группе единомышленников, в ненавязчивой форме утверждать ценности образования, здоровья, ценность другого человека, ценность природы, традиций и истории.

Система клубных занятий «Я и Природа» познавательно-развивающего, воспитывающего характера и направлена на формирование вышеназванных ценностей, одновременно помогающая разобраться детям самим в себе. Девять занятий рассчитаны на девять учебных месяцев. Проводить их можно раз в месяц (с сентября по май).  [4, С. 131-133].

1.                Мое отношение к природе.

Проводится тестирование школьников с целью выявления уровня сформированности личностного отношения к природе. Самооценка помогает по шкале оценок обсудить полученные результаты.

2.                Об информированности подлинной и мнимой.

В содержание данного занятия учитель включает 3 портрета: Знатока, Зубрилы и Болтуна. Основная черта Знатока – глубокие знания, эрудиция, широкие интересы в разных областях. Зубрила знает от сих до сих. Болтун любит похвастаться своей псевдоэрудицией, за которой нет ни глубоких знаний, ни серьезных увлечений. В портрет последнего желательно включить приемы сатирического изображения, подчеркнув его потуги быть лидером за счет информации сомнительного содержания. Читая характеристики, педагог достигает двойного эффекта: показывает в истинном свете тех, кто любит хвастаться  своей «осведомленностью», и, с другой стороны, заставляет ученика почувствовать, что его лидерство – «колосс на глиняных ногах».

3.                Кто «Я»?

Тяга к самопознанию – один из верных признаков социализации молодого человека. Найти  смысл «Я» - значит, осознать свои возможности и превратить их в реальности. А осознание осуществляется в деятельности. Чтобы помочь разобраться учащемуся начальной школы в себе, предложите сыграть ему в игру. Дайте ему чистый лист бумаги, ручку и 30 минут времени. Пусть ответит 20-ю определениями на вопрос детской считалочки. «На золотом крыльце сидели: царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной – а ты кто такой?».

4.                О ценностях и ориентациях.

Реально в настоящее время у подрастающего поколения существует 4 основные жизненные ориентации: потребительская – широко распространенная; гиперсоциальная – правильные школьники, в перспективе – несчастные; эскапистская – уход от реальной жизни в иллюзорное - наркоманию, алкоголь, меломанию; социально-творческая – держится на подлинной самореализации личности.

Предложите учащимся на листе бумаге, разделив его на 2 графы, в левую -  записать без чего он не может жить на свете, в правую – то, без чего может жить.

Такая игра помогает разобраться в себе, выработать ориентации, подойти к формированию собственного мировоззрения.

5.                Экология русской культуры и народный месяцеслов.

В ходе беседы, учащиеся младших классов узнают, что ролью нормативного документа, обеспечивающего единство человека и природы, единство мира, играл в традиционной русской культуре календарь, или как называли его месяцеслов. Месяцеслов объединял ритмы человека, природы и общества в единое целое и организовывал жизнь согласно равновесию этого целого. Фиксировал упорядоченность мироздания.

6.                Ядовитые растения. Вред и польза.

Исследования показывают, что городские дети гораздо чаще отравляются растениями, чем сельские. Поэтому целесообразно провести беседу с использованием художественной литературы, где бы описывались эпизоды, приносящие вред от таких растений как: волчеягодник, безвременник, беладонна, живокость, прострел. А в  научно-популярной литературе найти сведения о применении этих растений в современной фармакологии и медицине. Обязательно использовать на таком занятии  мультимедийные средства обучения. Полученные знания окажут положительный результат при непосредственном контакте учащихся с природой.

7.                Избегайте укусов ядовитых животных.

Занятие проводится в преддверии летних каникул. Учитель напоминает младшим школьникам о жалящих животных средней полосы России и юга,  дает рекомендации и советы в случае укусов пчел, ос, змей, скорпионов, ожогов медуз.

8.                Природа Земли и будущее.

Учащимися рассматриваются глобальные экологические проблемы (озоновые дыры, кислотные дожди, вырубка лесов) и пути их решения.

9.                Особо охраняемые природные территории (ООПТ) городского округа Коломна.

Вводится понятие «Особо охраняемые природные территории». Младших школьников знакомят с ООПТ городского округа Коломна: Каштановая аллея в Парковом проезде, река Репинка и Репинские пруды, Левобережье р. Коломенки от п. Городищи до пляжа, включая остров, Щепотьевский овраг в Колычево, Сквер «Блюдечко», Дубовая роща в Щурове, Парк 50-летия Октября в поселке Кирова. Проводится экскурсия на Каштановую аллею.  Выясняется значение ООПТ  для горожан.

Предложенная система занятий направлена на воспитание у  младших школьников ответственности за свое здоровье и поступки, последствия которых имеют значение для окружающих людей и природы, на формирование нравственных, волевых, деловых, коммуникативных качеств личности, формирования самосознания и самооценки, которые являются важными в рамках идей устойчивого развития.

К содержательной части занятий «Я и Природа» нами были выработаны общие рекомендации  по их проведению [4, С. 130], особенно уместны для начинающего педагога.

·                   Планируя занятия, четко определите, какая цель должна быть достигнута, какие практические результаты вы ожидаете, на формирование каких навыков и умений будет направлена ваша совместная деятельность.

·                   Проведите подготовительную работу (размножьте необходимый информационный материал, для удобства расставьте в кабинете мебель).

·                   Определите, какая форма работы наиболее соответствует поставленным целям и задачам занятия (индивидуальная, в малых группах сотрудничества, коллективная).

·                   Четко спланируйте этапы работы, т.к. это позволит поддерживать хороший темп занятия.

·                   Дайте рекомендации для дополнительного чтения или к опережающим заданиям.

В заключение необходимо отметить, что все предложенные занятия проигрываются со студентами с применением методов ситуационного обучения (Case study method), мозговых штурмов, осуществлением выхода на экскурсии. Педагогу высшей школы важно перестроить  не только систему работы, включая в нее деятельностное обучение (action learning) [5], но и свое мировоззрение, способствующее в  подготовке будущих учителей начальной школы к организации внеурочной деятельности в рамках  идей устойчивого развития.

Библиографические ссылки

1.                Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации за 2013 г. / Под общ. ред. С. Н. Бобылева. – ООО «РА ИЛЬФ», 2013.

2.                Национальная стратегия образования для устойчивого развития в Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URLhttp://www.unece.org/fileadmin/DAM/env/esd/Implementation/NAP/RussianFederationNS.r.pdf (дата обращения 9.09.2013)

3.                Моисеев Н.Н. «Устойчивое развитие» или стратегия переходного периода // Биология в школе. – 1995. – № 4.

4.                Макашина Т.Ю. Формирование экологической культуры учащихся 9-11 классов в процессе обучения (на материале биологических дисциплин): дисс…канд. пед. наук. – Коломна, 2004.

5.                Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение. – М.: Академия, 2012.

Категория: Публикации | Просмотров: 1472 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 302

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz