Актуальные проблемы детства в современном
образовании /под ред. Т.Ю. Макашиной. – Московский госуд. соц.-гум. инст. –
Коломна: МГОСГИ, 2012. – С. 72-76. Подготовка будущего
педагога к организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС
Макашина
Т.Ю.
Наряду с образовательной областью знаний,
ведущим направлением модернизации педагогического образования является создание
эффективной системы воспитания в образовательных учреждениях.
В педагогическом словаре под ред. П.И.
Пидкасистого мы находим определение воспитания как общественного явления, процесса, систематического
целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие индивида в
целях его подготовки к производственной общественной и культурной деятельности… Воспитание как целостный целенаправленный
процесс по формированию личности учащегося должен быть представлен как в
урочной, так и во внеурочной деятельности образовательного учреждения.
Основными нормативными
документами в области внеурочной деятельности являются следующие: Концепция духовно-нравственного
воспитания и развития личности гражданина России, Концепция национальной образовательной
инициативы «Наша новая школа» РФ, Федеральный государственный образовательный
стандарт (ФГОС) начального общего образования, Модель и алгоритм деятельности
общеобразовательного учреждения в условиях введения новых ФГОС общего
образования с кейсом проектов локальных актов ОУ, Примерная основная
образовательная программа начального общего образования, Примерные программы
внеурочной деятельности.
На основе вышеперечисленных
нормативных документов, каждое образовательное учреждение вправе самостоятельно
создать модель и определить содержание внеурочной деятельности – организационных
и целенаправленных занятий с учащимися, проводимых педагогом во внеучебное
время для расширения и углубления знаний, умений и навыков; для развития
самостоятельности, индивидуальных способностей учащихся (от одаренных детей до детей
с особыми возможностями здоровья), удовлетворения их интересов и обеспечение
активного и разумного досуга.
Внеурочная деятельность
организуется по направлениям развития личности: духовно-нравственное,
социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное,
спортивно-оздоровительное.
В начальной школе среди
большого разнообразия организационных форм внеурочной деятельности, наиболее
приемлемыми являются такие, как клуб, кружок (коллективная деятельность
учащихся), секция (спортивная деятельность), студия, театр, мастерская (творческая деятельность),
для осуществления исследовательской и проектной деятельности - научное общество
учащихся.
Организация внеурочной
деятельности осуществляется на основе запросов участников образовательного
процесса, уровня квалификации педагогических работников, качества и значения
программ образовательного учреждения для конкурентоспособности на рынке
образовательных услуг.
Весь выше перечисленный
правовой аспект в области организации внеурочной деятельности, который понятен
для опытного учителя, является важным для начинающего и особенного будущего
педагога, который еще вплотную не сталкивался с проблемами перехода на новые Федеральные
государственные образовательные стандарты. В
этой связи первоочередная задача высшей школы научить и выпустить
грамотного специалиста, готового как к проведению с младшими школьниками
учебных занятий, так и осуществлению внеурочной деятельности. Проблему
подготовки будущего педагога к организации внеурочной деятельности в рамках
реализации Федеральных государственных образовательных стандартов предлагаем
рассмотреть на примере студентов педагогического факультета Московского государственного
областного социально-гуманитарного института.
В рамках обсуждаемой нами
темы старшекурсникам отделения «Начальные
классы» была предложена анкета.
На вопрос: - Готовы ли Вы работать
с младшими школьниками по ФГОСам 2
поколения? 83 % респондентов ответили, что не готовы и только 27%
готовы.
Основными источниками информации по Фгосам 2 поколения для 57
% студентов являются средства массовой
информации и 43 % называют педагогические практики,
личный опыт работы в школе, учебные дисциплины, факультативы и курсы по выбору
студентов.
Среди учебных дисциплин,
факультативов, курсов по выбору студентов, которые в наибольшей степени
способствуют овладению знаниями по ФГОСам 2 поколения, называют учебные
дисциплины такие, как «Нормативно-правовое обеспечение образования», «Управление
педагогическими системами», «Методика преподавания математики», «Методика
преподавания технологии», «Информационно-коммуникационные технологии», «Методика
обучения грамоте» и факультативы «Математика и конструирование», «Проектная
деятельность в школе». Причем студенты 4 курса перечислили большее количество
учебных дисциплин, нежели выпускники. Мы предполагаем, что преподаватели сами
не особо акцентируют внимание на новациях, происходящих в системе начального
общего образования. Приятно отметить, что студенты помимо традиционных учебных
курсов отметили значимость научно-практических конференций, семинаров, круглых
столов, которые организуются для учителей-практиков, а наши студенты являются
приглашенными гостями такого рода мероприятий.
Среди предложений по совершенствованию
предоставления информации студентам о модернизации системы образования, в
частности начального общего образования, около 83 % респондентов отметили
введение факультативного курса «Федеральные государственные стандарты второго
поколения».
На наш взгляд, есть еще факультативы
и курсы по выбору студентов в учебном плане, способствующие подготовки будущих
учителей к организации внеурочной деятельности в рамках реализации новых Федеральных
государственных стандартов, которые наши выпускники выпустили из своего поля
зрения. К таковым относятся – «Здоровьесберегающие технологии», «Дифференцированный
подход к младшим школьникам при изучении природы», «Школьные объединения», «Формирование
нравственно-ценностных ориентаций», «Танцевальная культура в начальной школе» и
другие.
Различным формам проведения
внеурочной деятельности с младшими школьниками наши студенты обучаются на
основе практического материала, в который вовлекаются преподавателями не только
в ходе учебных занятий, но и в ходе проведения научных, воспитательных и
другого рода мероприятий. На основе чего, у них формируются такие ключевые компетенции
(по Д.А. Иванову), как: организационные, информационные, коммуникативные,
деятельностные, проектные и другие.
Студенты учатся составлять
документы для проведения мероприятия (списки участников, рейтинговые карты,
обрабатывать в электронном виде результаты мероприятия, подписывать и вручать
грамоты и дипломы). Это примеры сформированности организационной компетенции.
Информационная компетенция
складывается из подбора и структурирования материала к мероприятию, обращения в
различные источники информации: печатные
(книги, учебно-методические пособия, научная литература), электронные
(СД-диски, гиперсреда интернет), использования исследовательских методов
(проведение анкетирования, интервьюирования), а также обработки найденной
информации, которая впоследствии презентуется слушателю.
Студент приобретает опыт
проведений всевозможного рода мероприятий не только в хорошо знакомой ему среде
одногруппников и знакомых преподавателей, но и в результате общения с
незнакомыми старшеклассниками, их учителями, абитуриентами, прессой при
проведении заседаний секций (научных конференций или конкурсов проектов), экскурсий.
Так у будущего педагога формируется коммуникативная компетенция.
Много разных проектов
выполнено будущими педагогами за время апробации факультативного курса
«Проектная деятельность в школе». Много разных проблем раскрыто и подтверждено
гипотез. Но один продукт проектной деятельности
выпускника отделения
«Изобразительное искусство» Хрулева В. К. оставил неизгладимый след в
душе всех студентов и преподавателей – анимационный фильм по мотивам
произведений Н. С. Лескова «Ангел в твоей душе», при поддержке Московской
Епархии Коломенского благочиния воскресной школы храма Пресвятой Троицы на
Репне. Это получилась коллективная творческая работа (долгосрочный проект около
3 месяцев), в которую вовлек студент-выпускник (координатор проекта) учащихся в
возрасте от 5 до 13 лет детской воскресной школы храма Пресвятой Троицы на
Репне г. Коломны Московской области. Процесс создания мультфильма
соответствовал всем этапам работы над проектом (по Пахомовой Н. Ю.).
Благодаря использованию в
работе с будущими педагогами различных форм, методов, приемов формируется
творческая личность учителя,
направленная на постоянный поиск нового, на подготовку к организации внеурочной
деятельности с младшим школьником. Подтверждением тому являются творческие
находки наших студентов (создание логотипов общества, клуба, кружка; сказочного
героя, помогающего в усвоении материала учащимися начальных классов; разработка
элемента для проведения рефлексии) и многое другое.
Мы считаем, что будущий
педагог, переступив порог нового учебного заведения, должен быть легко
адаптирован как к коллективу детей, их родителей, коллег, с которыми будет
работать, так и к нововведениям в системе начального общего образования, т. е
внедрению новых Федеральных государственных образовательных стандартов, в
общем, и в частности – во внеурочной деятельности.
|