Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 28.11.2024, 17:57

Сайт преподавателя Макашиной Т.Ю.

Меню сайта
Форма входа

Разное

Главная » 2013 » Сентябрь » 15 » Подготовка будущего педагога к организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС
17:16
Подготовка будущего педагога к организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС

Актуальные проблемы детства в современном образовании /под ред. Т.Ю. Макашиной. – Московский госуд. соц.-гум. инст. – Коломна: МГОСГИ, 2012. – С. 72-76.

Подготовка будущего педагога к организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС

Макашина Т.Ю.


Наряду с образовательной областью знаний, ведущим направлением модернизации педагогического образования является создание эффективной системы воспитания в образовательных учреждениях.

В педагогическом словаре под ред. П.И. Пидкасистого мы находим определение воспитания как общественного явления, процесса, систематического целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие индивида в целях его подготовки к производственной общественной и культурной деятельности… Воспитание как целостный целенаправленный процесс по формированию личности учащегося должен быть представлен как в урочной, так и во внеурочной деятельности образовательного учреждения.

Основными нормативными документами в области внеурочной деятельности являются следующие: Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России,  Концепция национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» РФ, Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования, Модель и алгоритм деятельности общеобразовательного учреждения в условиях введения новых ФГОС общего образования с кейсом проектов локальных актов ОУ, Примерная основная образовательная программа начального общего образования, Примерные программы внеурочной деятельности.

На основе вышеперечисленных нормативных документов, каждое образовательное учреждение вправе самостоятельно создать модель и определить содержание внеурочной деятельности – организационных и целенаправленных занятий с учащимися, проводимых педагогом во внеучебное время для расширения и углубления знаний, умений и навыков; для развития самостоятельности, индивидуальных способностей учащихся (от одаренных детей до детей с особыми возможностями здоровья), удовлетворения их интересов и обеспечение активного и разумного досуга.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное,  общекультурное, спортивно-оздоровительное.

В начальной школе среди большого разнообразия организационных форм внеурочной деятельности, наиболее приемлемыми являются такие, как клуб, кружок (коллективная деятельность учащихся), секция (спортивная деятельность), студия,  театр, мастерская (творческая деятельность), для осуществления исследовательской и проектной деятельности - научное общество учащихся.

Организация внеурочной деятельности осуществляется на основе запросов участников образовательного процесса, уровня квалификации педагогических работников, качества и значения программ образовательного учреждения для конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.

Весь выше перечисленный правовой аспект в области организации внеурочной деятельности, который понятен для опытного учителя, является важным для начинающего и особенного будущего педагога, который еще вплотную не сталкивался с проблемами перехода на новые Федеральные государственные образовательные стандарты. В  этой связи первоочередная задача высшей школы научить и выпустить грамотного специалиста, готового как к проведению с младшими школьниками учебных занятий, так и осуществлению внеурочной деятельности. Проблему подготовки будущего педагога к организации внеурочной деятельности в рамках реализации Федеральных государственных образовательных стандартов предлагаем рассмотреть на примере студентов педагогического факультета Московского государственного областного социально-гуманитарного института.

В рамках обсуждаемой нами темы старшекурсникам отделения  «Начальные классы» была предложена анкета.

На вопрос: - Готовы ли Вы работать с младшими школьниками по ФГОСам 2  поколения? 83 % респондентов ответили, что не готовы и только 27% готовы.

Основными источниками  информации по Фгосам 2 поколения для 57 %  студентов являются средства массовой информации   и      43 % называют педагогические практики, личный опыт работы в школе, учебные дисциплины, факультативы и курсы по выбору студентов.

Среди учебных дисциплин, факультативов, курсов по выбору студентов, которые в наибольшей степени способствуют овладению знаниями по ФГОСам 2 поколения, называют учебные дисциплины такие, как «Нормативно-правовое обеспечение образования», «Управление педагогическими системами», «Методика преподавания математики», «Методика преподавания технологии», «Информационно-коммуникационные технологии», «Методика обучения грамоте» и факультативы «Математика и конструирование», «Проектная деятельность в школе». Причем студенты 4 курса перечислили большее количество учебных дисциплин, нежели выпускники. Мы предполагаем, что преподаватели сами не особо акцентируют внимание на новациях, происходящих в системе начального общего образования. Приятно отметить, что студенты помимо традиционных учебных курсов отметили значимость научно-практических конференций, семинаров, круглых столов, которые организуются для учителей-практиков, а наши студенты являются приглашенными гостями такого рода мероприятий.

 Среди предложений по совершенствованию предоставления информации студентам о модернизации системы образования, в частности начального общего образования, около 83 % респондентов отметили введение факультативного курса «Федеральные государственные стандарты второго поколения».

На наш взгляд, есть еще факультативы и курсы по выбору студентов в учебном плане, способствующие подготовки будущих учителей к организации внеурочной деятельности в рамках реализации новых Федеральных государственных стандартов, которые наши выпускники выпустили из своего поля зрения. К таковым относятся – «Здоровьесберегающие технологии», «Дифференцированный подход к младшим школьникам при изучении природы», «Школьные объединения», «Формирование нравственно-ценностных ориентаций», «Танцевальная культура в начальной школе» и другие.

Различным формам проведения внеурочной деятельности с младшими школьниками наши студенты обучаются на основе практического материала, в который вовлекаются преподавателями не только в ходе учебных занятий, но и в ходе проведения научных, воспитательных и другого рода мероприятий. На основе чего, у них формируются такие ключевые компетенции (по Д.А. Иванову), как: организационные, информационные, коммуникативные, деятельностные, проектные и другие.

Студенты учатся составлять документы для проведения мероприятия (списки участников, рейтинговые карты, обрабатывать в электронном виде результаты мероприятия, подписывать и вручать грамоты и дипломы). Это примеры сформированности организационной компетенции.

Информационная компетенция складывается из подбора и структурирования материала к мероприятию, обращения в различные  источники информации: печатные (книги, учебно-методические пособия, научная литература), электронные (СД-диски, гиперсреда интернет), использования исследовательских методов (проведение анкетирования, интервьюирования), а также обработки найденной информации, которая впоследствии презентуется слушателю.

Студент приобретает опыт проведений всевозможного рода мероприятий не только в хорошо знакомой ему среде одногруппников и знакомых преподавателей, но и в результате общения с незнакомыми старшеклассниками, их учителями, абитуриентами, прессой при проведении заседаний секций (научных конференций или конкурсов проектов), экскурсий. Так у будущего педагога формируется коммуникативная компетенция.

Много разных проектов выполнено  будущими педагогами за  время апробации факультативного курса «Проектная деятельность в школе». Много разных проблем раскрыто и подтверждено гипотез. Но один продукт проектной деятельности  выпускника  отделения «Изобразительное  искусство»  Хрулева В. К. оставил неизгладимый след в душе всех студентов и преподавателей – анимационный фильм по мотивам произведений Н. С. Лескова «Ангел в твоей душе», при поддержке Московской Епархии Коломенского благочиния воскресной школы храма Пресвятой Троицы на Репне. Это получилась коллективная творческая работа (долгосрочный проект около 3 месяцев), в которую вовлек студент-выпускник (координатор проекта) учащихся в возрасте от 5 до 13 лет детской воскресной школы храма Пресвятой Троицы на Репне г. Коломны Московской области. Процесс создания мультфильма соответствовал всем этапам работы над проектом (по Пахомовой Н. Ю.).

Благодаря использованию в работе с будущими педагогами различных форм, методов, приемов формируется творческая личность  учителя, направленная на постоянный поиск нового, на подготовку к организации внеурочной деятельности с младшим школьником. Подтверждением тому являются творческие находки наших студентов (создание логотипов общества, клуба, кружка; сказочного героя, помогающего в усвоении материала учащимися начальных классов; разработка элемента для проведения рефлексии) и многое другое.

Мы считаем, что будущий педагог, переступив порог нового учебного заведения, должен быть легко адаптирован как к коллективу детей, их родителей, коллег, с которыми будет работать, так и к нововведениям в системе начального общего образования, т. е внедрению новых Федеральных государственных образовательных стандартов, в общем, и в частности – во внеурочной деятельности.

 

Категория: Публикации | Просмотров: 1556 | Добавил: Admin | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 303

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz