Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 16.05.2024, 14:38

Сайт преподавателя Макашиной Т.Ю.

Меню сайта
Форма входа

Разное

Главная » 2013 » Сентябрь » 14 » О некоторых проблемах модернизации Российского образования
15:44
О некоторых проблемах модернизации Российского образования
Начальное и дошкольное образование в условиях модернизации/ Московский госуд. соц.-гум. инст; под ред. Т.Ю. Макашиной, О.Б. Широких. – Коломна, МГОСГИ, 2013. – С. 7-12.

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 Т. Ю. Макашина

Мы живем в динамично меняющемся мире. Начало XXI века ознаменовано эрой информационно-коммуникационных технологий. И в этом информационном поле современный человек должен не просто учиться, а главное – уметь переучиваться. И это одна из составляющих модернизации Российского образования.

Обратимся к этимологии понятия «модернизация».

По мнению кандидата исторических наук, публициста Андрея Фурсова модернизацию можно рассматривать как теорию модернизации, которая успешно завершила сове существование в конце 70-х годов 20 века и модернизацию как метафору.

Суть теории модернизации заключается в том, что традиционное общество, имея активных агентов, делает рывок вперед. А в нашем случае, по утверждению вышеназванного ученого, модернизация представлена метафорой, что-то вроде, идеологического лозунга.

Заглянем в словари и найдем определение данному понятию [1].

Политический словарь гласит, что «модернизация (от фр. moderne - современный) - стремление государства, политической системы общества приблизить менее развитые страны к лидерам, как правило, проводится с использованием опыта, накопленного передовыми странами, при их технологической, политической и финансовой поддержке».

В социологическом словаре мы находим, что «модернизация (от англ. modernization; нем. Modernisiurun) - придание современного характера  чему -либо, приспособление  к современным стилям, взглядам, идеям,  вкусам, потребностям».

Философский словарь  трактует модернизацию, как «процесс обновления общества на основе ассимиляции достижений более развитых стран».

 

Большой Энциклопедический Словарь модернизацию представляет как «изменение, усовершенствование, отвечающее современным требованиям, вкусам».

В педагогическом словаре мы видим, что «модернизация (от греч. modeme - новейший) - усовершенствование, улучшение, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества».

Из выше указанных определений, можно сделать вывод, что модернизация – это процесс обновления, улучшения, усовершенствования, происходящий на фоне возросших потребностей общества.

Какие этапы  модернизации российского образования можно выделить?

Ученый Борис Виноградов считает, что период модернизации системы об­разования в нашей стране насчитывает уже более 25 лет [2].

Первый ее этап, как логическое продолжение 1984 г., начался с 1987 и длился по 1991 гг. Его отличительной чертой явились реформы профессиональной школы.

На втором этапе (с 1992 по 1997 гг.),  проходившим под условным девизом со стороны власти: «Мы не можем дать вам денег, но дадим свободу», были приняты законы об образовании, о высшем и послевузовском профессиональ­ном образовании, которые определили прин­ципы государственной политики в образова­нии, закрепили академические и экономи­ческие свободы, автономию вузов, утверждены стандарты профессионального образования.

Третий этап,  начавшийся в 2000 году,  длится по настоящее время. Его Б. Виноградов  назвал «революционным».  Этот этап модернизации основан на внедрение рыночных организационно-экономических механизмов функционирования системы образования.

 Какие нормативно-правовые документы  лежат в основе процесса модернизации российского образования?

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (с 1992 г),

Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года (с 2002 г),

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (с 2010 г.)

Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы (с 2011 г.),

ФГТ для дошкольных образовательных учреждений,

ФГОС 2 поколения для общей школы,

ФГОС 3 поколения для высшей школы.

Каковы на сегодняшний день цель и задачи модернизации российского образования?

«Целью является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации. И вытекающие из цели задачи, можно сформулировать следующим образом:

·        модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития;

·        приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда;

·        развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.

Отсюда следует, что цель и задачи модернизации образования соответствуют Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [3].

 

Какие проблемы (относительно педагогических кадров) испытывает российское образование в период модернизации, т. е сегодня?

В дошкольном образовании, как первой фундаментальной ступени общего образования мы отмечаем в качестве проблемы  - введение  ФГТ, на основе которого были пересмотрены СанПиНы, образовательные программы, учебно-методические комплекты (содержание форм и методов). Вторая проблема связана с переходом от воспитания и развития ребенка дошкольного возраста к формированию у него ряда компетентностей (социальной, коммуникативной, информационной, здоровьесберегающей, деятельностной).

Много путаницы, неясностей до сих пор, возникает у воспитателей как оформлять свои конспекты и как проводить с дошкольниками непосредственную образовательную деятельность и многое другое. Это еще одна проблема.

ФГТ были официально приняты в 2011году и уже 29 марта 2013 года состоялось заседание круглого стола, «Каким быть дошкольному детству?», на котором обсуждался вопрос разработки федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

«Председатель рабочей группы, руководитель Федерального института развития образования Александр Асмолов отметил, что «Новый стандарт должен гарантировать качественное дошкольное образование каждому ребёнку.  «Мы считаем, что ФГОС должен быть нацелен на главный результат – социализацию ребёнка, потребность в творчестве, любознательность, мотивацию в достижении успеха», – отметила Ольга Карабанова» [4].

«Федеральный государственный стандарт дошкольного образования разрабатывается впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступающего в силу 1 сентября 2013 году федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». А это значит, что в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования будут разработаны новые примерные образовательные программы дошкольного образования» [4].

 И здесь мы отмечаем противоречие, возникшее между внедрением в практику ФГТ и не существующим еще ФГОСом дошкольного образования.

В начальном общем образовании как следующей важной ступени общего образования можно отметить свои назревшие проблемы.

 Во-первых: с введением ФГОСов второго поколения с 1 сентября 2011г. высшая школа не смогла подготовить для их внедрения выпускников вузов и возникла проблема неизбежной переподготовки молодого специалиста.

Проблема вторая: изменение роли учителя. Из всезнающего оракула он превращается в партнера, что неизбежно влечет за собой и необходимость его собственного профессионального роста, причем не время от времени, не от аттестации до аттестации, а постоянно.

И в-третьих: аттестация для педагога теперь становится делом не добровольным, а обязательным.

Подчеркивая значимость рассматриваемой нами проблемы в целом, можно выделить ряд противоречий:

- между  внедренными в практику российского образования новыми документами, начавшими свое действие, и коротким промежутком времени на их осмысление педагогами;

- между изменениями содержания начального общего образования и слабой подготовкой студентов-выпускников педагогических специальностей к воплощению этого содержания,

- между материально-техническим оснащением школ в области информационно-коммуникационных технологий и отсутствием такой базы в институтах и еще ряд других…

И в заключение хочется предложить пути решения вышеназванных проблем, опираясь на высказывания многих ученых:

 

1.     Нейтрализовать негатив, возникший в педагогической сфере.

2.     Выработать политическую линию, направленную на общекультурное развитие всех граждан России.

3.     Перестроить свое сознание – научиться переучиваться.

4.     Высшей школе выбрать правильное направление подготовки будущих педагогов (совершенствовать организацию, содержание, формы, методы, приемы, оценку качества, продумать научное и учебно-методическое обеспечение обновления педагогического образования).

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1.     http://www.slovarus.ru/?di=6509 (дата обращения 5.04.2013).

2. Виноградов Б. Суверенная власть и модернизация - время решений. Часть1/http://www.apn.ru/publications/print24773.htm2011-08-30(дата обращения 5.04.2013).

3.     Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы. / http://www.mon.gov.ru (дата обращения 6.04.2013).

4.     На круглом столе обсудили ход разработки проекта стандарта дошкольного образования./ http://www.mon.gov.ru (дата обращения 6.04.2013).

 

 

 

 

Категория: Публикации | Просмотров: 4566 | Добавил: Admin | Рейтинг: 3.7/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 302

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz