Лекция 1. Проектирование и исследование
/_tbkp/proektno-issledovatelskaja_dejatelnost_shkolnikov-.png - ментальная карта
Лекция 2. Исследовательская активность субъектов образования
Познавательная потребность – главный мотив исследовательского поиска.
Мотив - ?
Исследовательская активность (А.Н. Поддъяков, А.И. Савенков, А.М. Скотникова)- свойство личности, направленное на самостоятельный поиск нового, на творчество, на открытие неизвестного, на выдвижение оригинальных идей, на новое освещение рассматриваемых вопросов и проявления познавательных интересов.
Мотив ---иссследовательская активность--- исследовательский поиск
Посмотрите видео. По ходу просмотра разработайте шаблон анализа тематического классного часа /внеклассного мероприятия.
https://disk.yandex.ru/i/pQOuulXPpJIpzw видео Урок науки и технологий
https://www.youtube.com/watch?v=9MLKDq3oURM- какими сортами арбузов могут похвастаться астраханские селекционеры
Лекция 3. Метод проектов в современной образовательной практике
Дайте характеристику младшего школьного возраста в соответствии с включением обучающихся в проектную деятельность, опираясь на характерные признаки ниже:
бурное развитие самосознания, становление самооценки, переход от самооценки к самопознанию, возрастание способности организовывать и планировать свою деятельность, высокий уровень тревожности,новообразование -чувсвто взрослости, сензитивность в формировнаии волевых качеств личности, диапозон мышления шире, содержание мышления- богаче и сложенее, потребность в хаождении однозначных категоричесикх ответов, задействованы мыслительные операции , являющиеся характеристиками абстракно-понятийного мышления, развивается избирательность внимания, переключение, увеличесние объема внимания, развивается смысловая логическая память, увеличивается продуктивность операттивной и долговремнной памяти, реализация фнкций обратной связи (предложение идей новых проектов)
новообразование самосознания - возникновение системы самооценок, образ_Я, завершается становление самосознания личности, психологическое новообразование - профессиональное самоопределение, формирование профессионального самосознания, абстрактное мышление, логическая память, произвольное внимание, пространственное мышление и воображение, возроаст формирование высших чувств, осмысление и отстаивание собственных позиций, формирование положительного отношение к труду, трудовые навыки и выбор профессии, более критичны к собственным результатам, проеткная деятельность ведет к активизации познавательной мотивации и интеллеектуальной инициативы, мерой эффективности обучения становится сам ученик.
овладевают элементарными технологическими знаниями и выполняют творческие разноуровневые задания и упражнения под руководством учителя, с неувернностью вступаю в дискуссию, произвольность психических функций, формируется умение произвольно устанавливать отношения между целью и задачами проектной деятельности, проекты носят наглядный, практический характер, усвоение нового материала во многом определяется значимостью учебной деятельности, ростом познавательных интересов, личные качества - трудолюбие и добросовестность, возрастающая способность к логическому мышлению, самодисциплине, способность взаимодействовать со сверстниками в соответствии с предписанными планами, преодоление больших трудностей - адаптация к новым условиям жизни, разумная, продуманная система поощрений ребенка за успехи, сталкиваются с задачами, у которых нет единственно правильного решения, необходимость удержания в оперативной памяти большого объема информации, проеткная деятельность соединяет применение новых знаний и житейского опыта ребенка, эмоционально образное восприятие, перход от образного к логическому мышлению, проеткная деятельность служит фактором воспитания положительной мотивации к учебной деятельности, осваивание основ экономических знаний.
Посмотрите видео по проектной деятельности, отразите применение того метода как "ДО и ПОСЛЕ", составив 5-7 постулатных пложений, одни из которых могут быть верными, а другие неверными.
основы проектной деятельности РДШ
https://www.youtube.com/watch?v=3A_djbpffvk -урок 1
https://www.youtube.com/watch?v=gs6SBUg8-YE - урок 2
https://www.youtube.com/watch?v=tuVrOuF7f9w - урок 3
https://www.youtube.com/watch?v=QAng0SYdUMI - урок 4
https://www.youtube.com/watch?v=pG4txYPWSXk - урок 5
https://www.youtube.com/watch?v=pmx0rEIQEjg - урок 6
https://www.youtube.com/watch?v=bMw4FgMJd1Q - урок 7
1. Информационная грамотность современного исследователя (4 часа).
Используя любой браузер, дайте определение понятиям «информационная грамотность», «информационная культура».
Используя правила быстрого поиска информации в Google (из текста НИР по теме вашего исследования):
- найти точную фразу или форму слова
- найти цитату, в которой пропущено слово
- найти любые из нескольких слов
- найти слова в пределах одного предложения
- найти документ, содержащий определенное слово
- исключить слово из поиска
- искать на определенном сайте
- искать документы определенного типа
- искать на сайтах на определенном языке
- По каждому правилу приведите примеры сайтов по теме вашего исследования, на которых нашли точную фразу, цитату, любые из нескольких слов, слова в пределах одного предложения, документ, содержащий определенное слово, исключенное слово из поиска, документы определенного типа, информацию на определенном языке.
№ 2. Библиотеки открытого доступа как средство формирования научно-исследовательских компетенций педагога (4 часа).
На образовательном сайте преподавателя Макашиной Т.Ю. https://makashina.ucoz.ru прочитайте и законспектируйте статью «Библиотеки открытого доступа как средство формирования научно-исследовательских компетенций будущего педагога в современном университете»
https://makashina.ucoz.ru/blog/biblioteki_otkrytogo_dostupa_kak_sredstvo_formirovanija_nauchno_issledovatelskikh_kompetencij_budushhego_pedagoga_v_sovremennom_universitete/2018-11-23-109 Освоение алгоритмов работы с elibrary. По теме НИР (работа индивидуальна) найти 10-12 источников литературы, воспользовавшись, расширенным поиском, и поиском по навигатору. Публикационная активность автора, индекс Хирша, цитируемость.
№ 3. Основные функционалы электронно-информационной среды вуза для исследователя (2 часа).
Работа с сайтом ГОУ ВО МО «ГСГУ» (раздел «Наука»).Познакомьтесь с разделами: научные мероприятия, научне школы, НИР, издания ГСГУ, рейтинги. ЭИОС вуза. Найдите в разделе «Наука» статьи, касающиеся тематики Вашей НИР. Загрузите в ЛК ЭИОС сведения о публикациях по Вашей теме НИР.
№4. Включение обучающегося начальных классов в проектно-исследовательскую деятельность (2 часа).
Развитие навыков наблюдения у обучающихся. Цель, задачи, гипотезы исследования. Выбор исследовательской методики. Составление программы исследования.
- Что такое программа исследования. Дайте определение.
- Опишите структуру программы исследования.
- Поделившись на группы (5 чел), примерив на себя амплуа учителя начальных классов, выберите тему исследования по УМК «Школа России» (уч. предмет и класс по выбору магистранта), составьте индивидуальный план работы над учебной исследовательской работой (УИР) и пропишите деятельность учителя на каждом ее этапе.
№ 5. Применение проектно-исследовательской деятельности на уроке (2 часа).
Исследовательские задания. Типы и виды исследовательских заданий. Информационная компетентность обучающихся. Основные фазы урока исследования. Таксономия педагогических целей Б.Блума.
Методы и формы организации проектно-исследовательской деятельности в урочное время по своей продолжительно-сти, как правило, кратковременны, по форме это в основ-• ном коллективные и групповые исследования. Например, развитие получают экспресс-исследования, т. е. такая форма организации, когда оперативно проводится мини-исследование по предложенной педагогом тематике.
Все исследования на уроке носят предметный характер и направлены в основном на изучение программного учебного материала. Примером организации учебно-исследовательской деятельности в условиях урока может быть опыт, описанный Г. Майром.
Исследовательские задания обеспечивают научную составляющую урока. Благодаря им рождается познавательная инициатива обучающихся.
jpt — круг проблем — предварительные знания учеников; формули-
ровка вопросов;
- — эксперименты или исследования;
- — ответы на вопросы (постановка вопросов);
- — новые «прозрения» (новое понимание), сформированное у учеников (новые предварительные знания).
В конце каждого цикла школьники составляют письменный доклад-сообщение, который обсуждается на уроке — «пленарном заседании». Такой вид урока меняет роль учителя, он становится «дирижером оркестра» или «учителем-советником».
Н. Б. Шумакова разработала планы индуктивного урока-исследования и дедуктивного урока-исследования. Цель индуктивного исследования — в открытии связующего принципа, цель дедуктивного исследования — в проверке (подтверждении, изменении) и доказательстве.
Индуктивное исследование
|
Этапы исследования
|
Дедуктивное исследование
|
Создание проблемной ситуации, обеспечивающей вопрос и формулирование проблемы, которая вызовет психологическую необходимость поиска ее решения и будет являться регулятором этого поиска
|
Мотивация
|
Создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение предположений, на основании которых формулируется гипотеза-обобщение, обусловливающая необходимость поиска фактов для ее обоснования
|
Поиск решения проблемы
|
Исследование
|
Поиск фактов для обоснования или опровержения гипотезы-обобщения
|
Изложение результатов исследования
|
Обмен информацией
|
Изложение результатов исследования
|
Группировка или классификация полученных в результате исследования материалов с целью обеспечения условий для связывания разнородных данных и открытия нового принципа, идеи, обобщения
|
Организация информации
|
Группировка или классификация полученных в результате исследования материалов с целью их оценки по отношению к гипотезе-обобщению и осознания обоснованности рассматриваемой гипотезы
|
Открытие и формулирование нового знания: принципа, идеи, обобщения
|
Связывание информации
|
Формулирование заключения о доказанности или недоказанности гипотезы, на основании оцененных и систематизированных ранее данных (определение границ обоснованности гипотезы-обобщения)
|
Оценивание того, в какой мере достигнуто решение проблемы, обсуждение перспектив дальнейшей работы по проблеме. Рефлексия процесса мышления
|
Подведение итогов, рефлексия
|
Оценивание «малых» гипотез, вытекающих из основной гипотезы-обобщения, осмысление ее значения, уточнение, развитие. Рефлексия процесса мышления
|
Использование открытого принципа, нового знания, решения, идеи в новых условиях, обеспечивающее подлинное понимание нового знания
|
Применение
|
Использование обоснованной в ходе исследования гипотезы-обобщения в новых условиях для понимания новых частных случаев
|
https://lifemotivation.online/razvitie-lichnosti/samorazvitie/taksonomiya-bluma
Подберите старинные фотографии родного города.
- Рассмотрите фотографии
- Найдите узнаваемые городские объекты, определите названия улиц
- Определите жанр фотографии (жанровая сцена, городской пейзаж, портрет на фоне города)
- Опишите пейзаж городского объекта (время года и дня)
- Проанализируйте современные изменения объектов
- Найдите информацию об объектах, изображенных на фотографиях.
- С какими событиями в истории города связаны эти события.
Составьте рассказ, по заданным выше вопросам. Представьте его коллегам.
№ 6. Применение проектно-исследовательской деятельности во внеурочное время (4 часа).
Особенности внеурочной деятельности в начальной школе. Междисциплинарный проект. Самостоятельная исследовательская практика.
Работа с тетрадью «Я-исследователь» А.И. Савенкова
№ 7. Организация проектно-исследовательской деятельности на основе интернета (4 часа)
Современные ИКТ. Веб-квест. Этапы работы с веб-квестом. Структура веб-квеста. Критерии методической оценки веб-квеста.
Продумайте веб-квест для детей начальной школы в рамках внеурочной деятельности (возраст обучающихся, тематика на выбор). Презентуйте веб-квест.
№ 8. Приемы и технологии рефлексивного обучения (2часа)
Рефлексия. Типы рефлексии. Примеры рефлексивных вопросов.
http://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_10_60_16438.pdf
https://4brain.ru/blog/refleksivnoe-obuchenie-zachem-neobhodimo-analizirovat-opyt/
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2018/06/05/vystuplenie
Продумайте и презентуйте рефлексивные вопросы к теме проекта на уроке и во внеурочной деятельности. Проработайте образ рефлексивного героя.
№ 9. Система оценки качества формирования культуры проектной и исследовательской деятельности (4 часа)
Анализ, оценка и интерпретация результатов исследования. Интегрированная оценка проектной или исследовательской работы. Критерии оценки уровней сформированности культуры проектной и исследовательской деятельности.
Разработайте карту оценки уровней сформированности культуры проектной и исследовательской деятельности.
http://183spb.edusite.ru/uploads/files/%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BD%D0%BE-%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9.pdf -Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС.И. В. Комарова
Вопросы к экзамену
- Раскройте суть понятий "проектирование" и "исследование".
- Условия личностного включения субъекта в деятельность по выполнению проекта.
- Какие, на Ваш взгляд, цели обучения и воспитания могут быть достигнуты с помощью учебного проекта?
- Условия обеспечения мотивации работы учащегося над проектом?
- Проблема определения творчества и развития творческих способностей. Интуитивное мышление в исследовательском поведении.
- Использование метода проектов в начальной школе: на уроках и во внеурочной деятельности.
- Информационная грамотность современного исследователя.
- Правила быстрого поиска информации в Google, их значение для исследователя.
- Библиотеки открытого доступа как средство формирования научно-исследовательских компетенций педагога.
- Основные функционалы электронно-информационной среды вуза для исследователя.
- Работа с сайтом ГОУ ВО МО «ГСГУ» (раздел «Наука»). ЭИОС вуза.
- Развитие навыков наблюдения у обучающихся.
- Цель, задачи, гипотезы исследования.
- Выбор исследовательской методики.
- Составление программы исследования.
- Применение проектно-исследовательской деятельности на уроке
- Исследовательские задания.
- Основные фазы урока исследования.
- Применение проектно-исследовательской деятельности во внеурочное время
- Современные ИКТ. Веб-квест как сопутствующий метод проектно-исследовательской деятельности.
- Приемы и технологии рефлексивного обучения.
- Система оценки качества формирования культуры проектной и исследовательской деятельности.
- Понятие "проект", история возникновения и развития метода проектов, примеры проектов младших школьников.
- Основа метода проектов, его привлекательность для педагогов современной системы образования.
- Презентативные умения и навыки учащегося, получаемые в ходе проектно-исследовательской деятельности.
https://www.youtube.com/watch?v=6YmV1s54RZg - Как создавать скетчноутинг: тренировка |