Современные подходы к теории и практике специального и инклюзивного образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 25-летию педагогического факультета МГОСГИ (Коломна, 22-23 ноября 2013 г.) /отв. ред. О.Б. Широких - Коломна: Моск. гос. соц-гуманитран. ин-т, 2013, С. 26-28
К ВОПРОСУ
ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Т.Ю. Макашина
кпн, доцент
кафедры НДиСО
ГАОУ ВПО
«МГОСГИ», г. Коломна
В первом десятилетии XXI
века сделан большой прорыв в области информационно-коммуникационных технологий.
Об этом свидетельствуют не только сами технические открытия, но научные
исследования в области педагогики: А.П. Ершов, Б.С. Гершунский, С.И. Кузнецов,
Е.И. Машбиц, В.М. Монахов, В.И. Роберт, и др. рассматривают использование
информационно-коммуникационных средств в общетеоретическом и дидактическом
плане; Н.Ф.Талызина, О.К. Тихомиров, А.Я. Савельева и др. – в
психолого-педагогическом; Я.И. Груденов, Ю.Г. Гузин, Л.Г. Кузнецова, Е.К. Хеннер
и др. – в преподавании учебных дисциплин; С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун, Е. Бидайбеков,
С. Кариев, Г.К. Нургалиева, А.А. Шарипбаев и др. - в разработке, создании и
применении педагогических программных средств [1].
Живя бок о бок с
различного рода гаджетами (telephone,
iPhone,
iPad
и др.), используя всевозможные источники информации (печатные, электронные,
интернет-источники) нельзя быть информационно безкультурным. Поэтому одной из профессиональных компетенций,
которая должна быть сформирована у студентов дефектологического образования,
является способность использования в своей профессиональной деятельности
современные компьютерные, информационные и телекоммуникационные технологии
(статья 79 Закона «Об образовании в РФ») [2].
Решить вышеназванную
задачу помогает учебная дисциплина «Информационные технологии в специальном
образовании». В учебном плане по квалификации выпускника «бакалавр» эта учебная
дисциплина изучается на 2 курсе, когда у студентов уже имеется определенный
уровень информационных знаний (изучение информатики в школе и на первом курсе
института).
Дисциплина начинается
лекционным материалом, содержание которого направлено на рассмотрение таких вопросов как: особенности
восприятия и способы передачи информации особым ребенком; декодирование,
кодирование, перекодирование информации; информатизация специального
образования; компьютерные технологии и основополагающие принципы применения
компьютера в обучении «особого ребенка»; общие основы использования компьютера логопедом в образовательном учреждении;
глобальная компьютерная сеть интернет; дистанционное обучение для детей с ОВЗ;
интернет-школа «Просвещение»; обзор веб-сайтов, направленных на информатизацию
специального образования (позитивный контент).
Лабораторные занятия
дают будущим педагогам-логопедам познакомиться с возможностью использования
пакета Microsoft
Office
(Word,
Word
Art,
Paint,
Excel,
Power
Point,
Publisher)
в работе с детьми, имеющими отклонения в развитии и их родителями. Студент
приобретает навык грамотного оформления логопедического занятия или какого-либо
другого мероприятия (Word,
Word
Art),
подготовки красочного раздаточного материала (Paint), составления списков, обработки
диагностических процедур (Excel),
составления презентации (Power
Point),
приглашения и визитной карточки (Publisher)
при работе с перечисленными программами. Еще студенты делают обзор и анализируют
информационные технологии, используемые в коррекционно-развивающей работе с детьми
с отклонениями в развитии по таким программам, как: «Маленький искатель»,
«Гарфилд дошкольникам», «Мир за твоим окном», «Лента времени», «Игры для
Тигры»; видеофильмов серии «Домашний логопед», «В мире слов».
Самостоятельная работа
студентов направлена не только на изучение теоретического материала, содержание
которого не было рассмотрено на лекциях, но и на освоение программы Microsoft Access, необходимой для составления
протоколов психолого-педагогической диагностики и ведения речевых карт детей с
отклонениями в развитии, а так же на
проект создания образовательного веб-сайта для родителей
(представителей, попечителей) детей с ОВЗ.
Таким образом, будущий
педагог дефектологического образования в процессе обучения в вузе должен
обладать не только готовностью к сбору,
анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности, но и
способностью планировать и организовывать коррекционно-развивающую работу с
детьми с нарушениями в развитии и их родителями с применением
информационно-коммуникационных технологий.
Библиографические
ссылки:
1.
Усков И.В. Информационно-коммуникационные технологии как средство
развития мотивации учебной деятельности студентов: дисс…канд. пед. наук. –
Рязань, 2006. – 146 с.
2.
Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации». – М.: Проспект, 2013.- 160 с. |