Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 17.05.2024, 19:51

Сайт преподавателя Макашиной Т.Ю.

Меню сайта
Форма входа

Разное

Главная » 2015 » Июль » 15 » К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ СТРАТЕГИИ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
08:47
К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ СТРАТЕГИИ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Герценовские чтения. Начальное образование. Том 6. Выпуск 1. Младший школьник в системе начального образования. – СПб.: ВВМ, 2015.  – С. 314- 319.

Макашина Татьяна Юрьевна

 

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ СТРАТЕГИИ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

 

В данной статье приводится краткий ретроспективный анализ становления и развития отечественного экологического образования.  Формирование экологической культуры в контексте стратегии образования для устойчивого развития рассматривается на примере междисциплинарного подхода с учетом краеведческой направленности.

 

Ключевые слова: экологическая культура, формирование экологической культуры, устойчивое развитие, образование для устойчивого развития.

 

Экологическая культура является базовой составляющей общей личностной культуры человека. Об этом говорится в трудах Э. В. Гирусова, Е. В. Никоноровой, И. Н. Пономаревой.

«В исследованиях Э. В. Гирусова  мы находим, что экологическая культура − это некий позитивный экоопыт, накопленный и фиксируемый социумом в духовную и материальную составляющие культуры.

Е. В. Никонорова подчеркивает гуманистический  аспект экологической культуры и дает следующее определение: «экологическая культура – это единство экологической образованности, экологического сознания и экологической деятельности, направленная на гармонизацию взаимоотношений между обществом и природой» [1. С.33].

И. Н. Пономарева рассматривает экологическую культуру как «важную часть общей культуры» современного человека, проявляющуюся во всей духовной жизни и поступках как особое свойство личности понимать ценность природы, характеризуемое совокупностью системы знаний по экологии, умений природопользовательной деятельности и гуманистического отношения ко всему живому и к окружающей среде» [2, С. 12].

Плеяда ученых в истории философии и педагогики (Аристотель, Я. А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Ф. А. Дистервег, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев, Н. Г. Чернышевский, К. Д. Ушинский, Н. К. Крупская, В. А. Сухомлинский) предпринимала попытки построения содержания образования с позиций коэволюционного подхода.

В 60-70-ые годы XX века проблема экологического образования из частнопедагогической переходит на государственный уровень (А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, И. Т. Суравегина, Н. М. Мамедов).

Прорыв в системе целостного экологического образования в России был осуществлен в начале 90-ых годов XX века. Появляются новые взгляды ученых на формирование экологической культуры личности в целом (Н. Ш. Блягоз, И. С. Лаптева, В. Ю. Львова, Е. Д. Макарова, А. П. Скрипка, З. А. Хусаинова и другие) и отдельных ее аспектов: экологического сознания (А. М. Галеева, Э. В. Гирусов, Г. В. Платонов, А. Г. Шевцов), экологической ответственности (Л. М. Горбунова, Е. И. Карпенко, Д. Я. Кучма, Н. А. Птицына), экологических знаний (Н. М. Верзилин, И. Н. Пономарева, Н. В. Кабаян, Н. З. Смирнова, Н. Д. Андреева, Л. П. Викторова и другие).

Излагаются концепция устойчивого развития (С. Н. Глазачев, Н. М. Мамедов, А. Д. Урсул), концепция общего среднего экологического образования (И. Т. Суравегина, А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Л. П. Салеева) и концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста (С.Н. Николаева).

В диссертационных исследованиях затрагиваются те или иные аспекты становления экологической культуры обучающихся разных возрастных групп на примере разных естественнонаучных областей знаний.

Экологическая культура сегодня – это культура отношений в системе «человек-природа-общество», это ответственность общества и личности за сохранение и устойчивость биосферы; это гуманная деятельность человека по преобразованию окружающей среды, новым вектором которой выступают идеи образования для устойчивого развития.

Экологическая культура сегодня – это один из важнейших показателей качества жизни нашего общества, связанный с культурой физической – здоровьем; культурой питания; культурой общения; культурой взаимопонимания, то есть  это та грань  общей культуры современного Homo Sapiens, которую он может сохранить и передать следующим поколениям для устойчивого будущего, благодаря интеграционным процессам экологического, экономического и социального характера.

На основе краткого ретроспективного анализа становления и развития отечественного экологического образования отметим, что в период с 90-х годов XX века, в нашей стране проведено огромное количество конференций разного уровня, разработаны нормативно-правовые документы, приняты решения, даны рекомендации, создана учебно-методическая литература, изданы образовательные программы.

Взгляд в прошлое помогает разобраться в назревшей ситуации сегодня и определить магистральные пути формирования экологической культуры в контексте стратегии образования для устойчивого развития.

Отрадно отметить, что наряду с разработанной стратегией образования для устойчивого развития (ОУР) в Российской Федерации были внесены изменения в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее ФГОС НОО от 22.09. 2011 за № 2357), касающиеся названия и содержания программы, именуемой в настоящее время «Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни». Основной моделью организации деятельности является модель для устойчивого развития общества «Экология, здоровье, безопасность жизни», базирующаяся на системно-деятельностном подходе [3]; на единстве биологического, социального, экономического, технического, гигиенического факторов жизни людей; на интеграции в  содержании образования.

Решение проблемы формирования экологической культуры  младшего школьника может быть  осуществлено в рамках реализации вышеназванной модели через комплекс мер, связанных с преобразованием содержания учебных дисциплин, форм, методов обучения, мониторингом, связью с общественностью не только школьной практики, но и кардинальными изменениями на уровне высшего профессионального образования.

Профессиональная подготовка будущих педагогов должна основываться на «… систематическом знании о закономерных взаимосвязях человека с природой, культурой и миром ценностей, обществом, государством, другими людьми. Углубляя, развивая и совершенствуя эту культуру, можно дать студентам систему знаний о мире и человеке…» [4, С. 5].

Будущий педагог должен сам обладать экологической культурой – сложным системным образованием, складывающимся из таких компонентов как экологический образ жизни (деятельность, общение, образованность, отношение, поведение, чувства, мышление), экоцентрическое сознание (ответственность и этика), экологическое мировоззрение, в свою очередь выступающие экологическими ценностями и формирующими экоориентацию. Формированию экологической культуры способствует хорошо продуманная, организованная деятельность, образовательные технологии в рамках стратегии образования для устойчивого развития в вузе.

На наш взгляд, в соответствии с учебным планом направления подготовки «Педагогическое образование» профиля «Начальное образование», (на примере ГАОУ ВПО «Московский государственный областной социально-гуманитарный институт, педагогический факультет), преподавание таких учебных дисциплин, как «Естествознание», «Практикум по естествознанию», «Экология», «Теория и технологии преподавания интегративного курса «Окружающий мир», факультативного курса «Проектная деятельность в школе» в полной мере способствует мировоззренческому становлению студенческой аудитории.

Среди принципов экологического образования, представленных в педагогической науке (И. Д. Зверев, А. Н. Захлебный, И. Т. Суравегина) приоритетным в  контексте стратегии образования для устойчивого развития выступает междисциплинарный подход в формировании экологической культуры с учетом краеведческой направленности. Изучение своего родного края с точки зрения интеграционных процессов в области экологии, здорового и безопасного образа жизни, экономической ситуации дает ощутимый дидактический эффект.

Так, например, в учебном курсе «Экология», используя модель трех вопросов: что я знаю о проблеме, что я хочу узнать о проблеме, что необходимо сделать для того, чтобы решить проблему, заимствованная из образовательной программы «Step by step» (Сообщество) - студенты готовят и презентуют экопроекты. Они не только знакомятся с глобальными проблемами, узнают об антропогенной нагрузке на биосферу (Влияние производства цемента Holcim на растительный покров, влияние трамвайного движения  на здоровье коломенцев, Опасны ли вышки сотовой связи?, Влияние пожаров Луховицкого и Шатурского районов на лесные экосистемы, Влияние деятельности АЗС), на атмосферу (Общество с ограниченной ответственностью «Пластик», Компания ООО «Юность» и компания «Полимер-Вац» пос. Радужный, «Лефарж цемент» или чем дышит Воскресенск), на гидросферу (Борисоглебское озеро, Голубые озера, Проблема малых рек: Репенка и Репенские пруды, р. Вобля, р. Кожурновка), на литосферу (Проблема утилизации пластиковых бутылок) Подмосковного региона, но и предлагают пути решения рассматриваемых проблем.

Приведенный нами  пример, подчеркивает интеграционные связи в содержании таких учебных дисциплин, как естествознание (изучение живых организмов, понимание причинно-следственных связей между абиотическими и биотическими факторами  среды), Практикум по естествознанию (развитие умения наблюдать, оценивать и описывать состояние объектов природы, изучение методик исследования в природе), Теория и технологии преподавания интегративного курса «Окружающий мир» (знакомство с сутью интегрированного подхода, формирование научного мировоззрения, привитие бережного отношения, осуществление задач экологического воспитания), факультативный курс «Проектная деятельность в школе» (метод проектов, его организация и осуществление) и умелое их применение в решение новой практической ситуации.

Мы считаем, что междисциплинарный подход с учетом краеведческой направленности способствует «достижению качественно нового образовательного продукта – ноосферного интеллекта, экоцентрического сознания, проектной экологической культуры для устойчивого будущего» [5. С. 57].

 

Библиографические ссылки

  1. Никанорова Е.В. Экология и культура.  –  М.: «РАГС», - 1996. – С. 33.
  2. Макашина Т.Ю. Формирование экологической культуры учащихся 9-11 классов в процессе обучения (на материале биологических дисциплин): дисс…канд. пед. наук. – Коломна, 2004. – С. 11.
  3. 3.Материалы по разработке  и учебно-методическому обеспечению Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни основной образовательной программы начального, общего образования. http://mon.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_124010.pdf (дата обращения 15.01.2015).
  4. Сластенин В.А. Профессионализм учителя как явление педагогической культуры//Педагогическое образование и наука. – 2008. - №12. – С.4-15.
  5. Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н., Грачев В.А. Концепция общего экологического образования в интересах устойчивого развития // Университет им. В.И. Вернадского. Специальный выпуск (39). 2012. – С. 57. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://vernadsky.tstu.ru/pdf/2012/03/06.pdf (дата обращения 30.01.2015).

 

 

Категория: Публикации | Просмотров: 1063 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Календарь
«  Июль 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 302

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz