Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 16.05.2024, 17:57

Сайт преподавателя Макашиной Т.Ю.

Меню сайта
Форма входа

Разное

Главная » 2016 » Сентябрь » 17 » ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С РОДИТЕЛЯМИ
22:32
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С РОДИТЕЛЯМИ

Макашина Т.Ю. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ  СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С РОДИТЕЛЯМИ. Теория и практика социокультурного развития личности: Сборник научных статей и материалов Всероссийской научно-практической конференции (г. Егорьевск, 21 апреля 2016г.)/ под общ. Ред. Н.Ф. Губановой – Государственный социально-гуманитарный университет. – Коломна – Егорьевск: ГСГУ, 2016. – С. 111-115.

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ  СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С РОДИТЕЛЯМИ

Т.Ю. Макашина, кпн, доцент кафедры

 начального и дошкольного образования ГОУ ВО МО «ГСГУ»

 

Формированию экологической культуры личности посвящено не одно научное исследование (Н. М. Александрова, Л. С. Астафьева, Е. В. Балакшина, Н. М. Будаев, С.Н. Глазачев, Е. А. Игумнова, Г. И. Макеенков, А. А. Поляруш, А. И. Рахимова, Н. А. Рыжова, Н. И. Соколова, И.Ф. Токарева, Е. А. Тузова и многие другие). Проблематика данного вопроса рассматривается на разных уровнях образования, начиная с дошкольного уровня образования, заканчивая высшим уровнем профессионального образования.

Важным, фундаментальным периодом формирования экологической культуры личности выступает период дошкольного детства, когда закладываются основы  базовой культуры личности, составляющими которой являются мировоззренческая культура, культура межнационального общения, правовая культура, нравственная культура, культура жизненного самоопределения и труда, экономическая культура, эстетическая культура, физическая культура, культура семейных отношений и  экологическая культура (В.А. Сластенин).

Многими учеными дается достаточно полные определения экологической культуры. Экологическая культура – это положительный экологический опыт, накопленный и зафиксированный обществом в духовную и материальную составляющие общей культуры (Э.В. Гирусова); экологическая культура – это сплав единства образованности, экосознания и экодеятельности, направленный на гуманные отношения, выстраиваемые между обществом и природой (Е.В. Никонорова) [1].

Но в контексте данной работы за основу мы берем сущностные характеристики экологической культуры, такие как экологические знания и экологические отношения, заявленные С.Н. Николаевой в разработанной ею  Концепции экологического воспитания дошкольников.

Экологическая культура старших дошкольников формируется как в различных формах организации экологической деятельности –  организованной образовательной деятельности на занятиях, прогулках, экскурсиях, экологических праздниках и досугах, так и в других видах деятельности – игровой, трудовой, познавательно-исследовательской, в коммуникативной (совместной деятельности с родителями).

На формировании экологической культуры старших дошкольников в совместной деятельности с родителями остановимся более подробно.

Во-первых, необходимо отметить, что систематические прогулки на природу (в будние дни - сквер, бульвар, парк и в выходные дни - выезд за город в лес, в поле, на берег водоема), организованные родителями способствуют расширению представлений о мире природы старших дошкольников; совершенствуют у них умение внимательно вглядываться в различные явления неживой и живой природы и выделять существенные признаки. Например, прогуливаясь по лесу, родители вместе с детьми  наблюдают за лиственными растениями леса – березой, дубом, липой, тополем, рябиной, кленом. Выстраивая вопросы беседы по наблюдаемым природным объектам, обращают внимание своих детей на ствол дерева; крону, расположение листьев на веточках; на форму и размер листьев. Подводят к выводу, что все рассмотренные деревья являются лиственными. В процессе такой совместной прогулки природа воспринимается старшим дошкольником как ценность, наряду с такими ценностями, как Родина, жизнь, семья, любовь, красота.

Во-вторых, во время организованных прогулок дети совместно с родителями пополняют запасы природного материала для домашней мастерской. Собирают листья, веточки тех деревьев, которые наблюдали в лесу (береза, дуб, липа, тополь, рябина, клен).

В-третьих, родители мотивируют ребенка на изготовление самодельной книги о природе «Лиственные деревья», в которой будет представлен иллюстрированный и текстовой материал о тех объектах живой природы (растениях), которые встретились им в лесу.

В-четвертых, осуществляется подготовительная работа. Родители подбирают стихотворения о деревьях (береза,  дуб, липа, тополь, рябина, клен), наблюдаемых детьми в лесу старшего дошкольного возраста. Например,

Вся в сережках, не боится вьюги и мороза.

Белоствольная царица русская береза.

А. Гришин

Крепок, строен и силен,

Ведь владыка леса он.

Он для нас живой свидетель

В лету канувших столетий.

Из него добротен сруб

Угадали? Это дуб.

Ж. Синючкова

Листы сердечки и с крылышком плод −

Липа на пасеке нашей растет,

Стройная липа, тенистая липа…

В соты стекает липовый мед

Ю. Насимович

Затем родители зачитывают вслух подобранные стихотворения детям. А дети подбирают материал для оформления книги: картон, лоскуты фетра белого и коричневого цвета, лоскуты хлопка голубого и зеленого цветов.

Под контролем взрослых старшие дошкольники засушивают собранные веточки листьев.

В-пятых, родители вместе с детьми определяют день для изготовления книги «Лиственные деревья»  (желательно, чтобы это была первая половина выходного дня). Начатую работу необходимо завершить в выходные дни (суббота, воскресенье), чтобы ребенок увидел результат своего труда.

В-шестых, в назначенный день общими усилиями ребенка и родителей создается макет книги «Лиственные деревья». Происходит распределение ролей. На одну полосу листа книги старший дошкольник на голубом фоне (ткань хлопок) размещает ствол дерева (коричневый, у березы  белый фетр), и крону дерева и траву (зеленый хлопок). На вторую полосу листа книги ребенок наклеивает гербарную веточку того или иного дерева, а родитель записывает печатным шрифтом стихотворение о дереве (рис.1).

В совместной работе старшего дошкольника и взрослого  у ребенка повышается устойчивость внимания, удовлетворяется любознательность, совершенствуется координация движений (точность руки и глаза), повышается эмоциональный настрой, приобретается чувство радости от совместной деятельности, проявляется фантазия, формируются личностные качества, такие как целеустремленность, усидчивость, наблюдательность. В такой работе ребенок планирует последовательность своих действий, контролирует себя по ходу выполнения работы, по окончании работы - может оценить себя. И важным моментом является формирование у старшего дошкольника экологических представлений о лиственных деревьях леса.

В-седьмых, самодельная книга «Лиственные деревья» готова! Книгу можно листать, рассматривать иллюстрации, читать стихотворения, принести в детский сад и показать другим детям (рис. 2).

Приведенный нами пример иллюстрирует не только формирование экологических знаний, но и выработку экологических отношений у старших дошкольников в продуманной, спланированной совместной экологической деятельности родителя и ребенка.

В заключении отметим, что совместная деятельность старших дошкольников со взрослыми (родителями) это лишь один из аспектов формирования экологической культуры, который может быть взят за основу будущими педагогами,  а педагогами, имеющими богатый профессиональный опыт, модифицирован в соответствии с возрастом детей, программой, по которой работает дошкольная образовательная организация и краеведческим принципом построения содержания программного материала.

Список литературы

  1. Макашина Т.Ю. Формирование экологической культуры учащихся 9-11 классов в процессе обучения (на материале биологических дисциплин): дисс…канд. пед. наук. – Коломна, 2004. – С. 11.

 

 

Категория: Публикации | Просмотров: 965 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 302

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz