Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 14.05.2024, 16:11

Сайт преподавателя Макашиной Т.Ю.

Меню сайта
Форма входа

Разное

Главная » 2017 » Октябрь » 6 » Плодово-ягодный сад как компонент эколого-развивающей среды дошкольной образовательной организации
11:53
Плодово-ягодный сад как компонент эколого-развивающей среды дошкольной образовательной организации

А.С. Митрохина, Т.Ю. Макашина. Плодово-ягодный сад как компонент эколого-развивающей среды дошкольной образовательной организации // Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы: Сб. науч. статей и материалов IV Международной научно-практической конференции (Коломна 1-3 июня 2017 года)/Под общ. ред. О.Б.Широких. – Государственный социально-гуманитарный университет. − Коломна: ГСГУ, 2017. – С.209-215.

Плодово-ягодный сад как компонент эколого-развивающей среды дошкольной образовательной организации

А.С. Митрохина

студентка 4 курса педагогического факультета

Т.Ю. Макашина

кандидат педагогических наук, доцент

ГОУ ВО МО "Государственный социально-гуманитарный университет"

г. Коломна

 

Аннотация: в статье рассматривается вопрос о значении экологической развивающей среды в ДОО, приводятся требования СанПиН к созданию эколого-развивающей среды в ДОО, а также на конкретном примере организации плодово-ягодного сада, как одного из компонентов экологической развивающей среды, определяется в нём место  деятельности  детей, поясняется его методическое значение.

 

Ключевые слова: среда, экологическая развивающая среда, компоненты экологической развивающей среды.

 

Одним из важнейших условий реализации системы экологического образования в дошкольных образовательных организациях (далее ДОО) является наличие на территории детских садов компонентов экологической развивающей  среды. Экологическая развивающая среда представляет собой целесообразно отобранное и систематизированное содержание условий реализации цели экологического образования на основе личностно-ориентированной модели взаимодействия детей и взрослых, обеспечивающих становление ребенка как личности [3].

Впервые научные исследования экологической развивающей среды были начаты в 30-х годах XX века и связаны с изменением подхода к ознакомлению детей с природой от биологического к экологическому, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии, доступные дошкольникам. Большой вклад в развитие экологической развивающей среды внесли  Л. С. Выготский, Ю. М. Горвиц, С. Д. Дерябо, Е. В. Зворыгина, Л. М. Кларина, С. Н. Николаева, С. Л. Новоселова, В. А. Петровский, И. Ф. Реймерс, И. А. Рыжова, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова, В. А. Ясвина и др. Их исследования в данной области показали, что  грамотно организованная экологическая развивающая среда способствует:

  • познавательному развитию детей (возможность для экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы, поиск ответов на интересующие ребенка вопросы и постановка новых вопросов);
  • эколого-эстетическому развитию детей (привлечение внимания дошкольников к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего мира, разнообразие его красок и форм);
  • оздоровлению дошкольников;
  • становлению нравственных качеств детей (уход за живыми объектами и общение с ними);
  • формированию навыков экологически грамотного поведения в природе [2].

Н. А. Рыжова предлагает следующие компоненты экологической развивающей среды, организованные на территории ДОО:

  1. Огород, сад – элементы экологической развивающей среды, углубленно занимающиеся ознакомлением с природой. К традиционному педагогическому назначению огорода и сада – мест, где дети обучаются трудовым операциям по выращиванию овощных культур, добавляется еще экологический фактор – заготовка кормов для обитателей уголка природы. Фруктовый сад в настоящее время приобретает большое эстетическое, познавательное и природоохранное значение: дети могут любоваться плодовыми деревьями в разное время года, сравнивать их с другими посадками, наблюдать, как кормятся птицы, использовать плоды для кормления животных и т.д.
  2. Альпийская горка – нетрадиционный элемент экологической развивающей среды. Альпийская горка оживляет среду, привлекает детей своей необычностью и красочностью, способствует возникновению познавательного интереса, развивает в детях эстетические чувства, любознательность, воспитывает бережное отношение к живым существам.
  3. Экологическая тропинка – компонент экологической развивающей среды, выполняющий познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции. В качестве объектов экологической тропинки выбираются различные виды как дикорастущих, так и культурных растений, мхи, грибы, старые пни, муравейники, гнезда птиц на деревьях, микроландшафты разных природных сообществ и т. д. [4].

Таким образом, правильно спланированный и хорошо озелененный участок дошкольной образовательной организации можно рассматривать как одно из важнейших условий, обеспечивающих успех экологической работы с детьми дошкольного возраста. Однако при  организации на нём компонентов эколого-развивающей среды необходимо учитывать ряд требований и рекомендаций СанПиН, которые представлены ниже.

Требования и рекомендации по озеленению территории ДОО:

  1. Под насаждения отводится не более 50% всей площади участка (если рядом лесная или парковая зона, то не более 30%);
  2. Участок должен быть огорожен живой изгородью из высаженных деревьев и кустарников, посаженных в 1–3 ряда;
  3. Зеленые насаждения используются для разделения групповых площадок друг от друга и отделения групповых площадок от хозяйственной зоны;
  4. При планировке участка необходимо бережно относиться к зеленым насаждениям, сохранять их, комбинируя с новыми посадками. Вырубать и выкорчевывать деревья не следует;
  5. Зеленые насаждения не должны мешать доступу солнечных лучей в здание, поэтому кустарники сажают не ближе 5, а деревья – 10 м от стен здания, имеющего окна на солнечной стороне;
  6. Для посадки необходимо подбирать наиболее типичные в данных географических условиях растения. Они должны быть разнообразными по высоте, окраске листьев, срокам цветения;
  7. Деревья размещают группами, аллеями или же в одиночных посадках. При посадке следует учитывать ориентацию окон групповых помещений, веранд;
  8. Категорически запрещено употреблять в пищу продукцию с огородов и садов, размещённых на территории ДОО [1].

Учитывая все вышеперечисленные требования и рекомендации СанПиН по озеленению территории ДОО, мы предлагаем проект создания плодово-ягодного сада в качестве компонента эколого-развивающей среды.

 

На территории плодово-ягодного сада имеется несколько сортов яблонь, груш, вишен, смородины, а также жимолость.  При подборе сортов учитывались климатические особенности района. Многообразие сортов вишневых, яблоневых, грушевых деревьев, а так же кустов смородины позволяет расширить знания детей о значении плодово-ягодных культур в жизни человека,  и ознакомить с их внешними отличительными особенностями в период цветения, закрепить знания о жизненных формах растений (деревья, кустарники).

 

На территории отведено место под фитоогород, где посажены лекарственные растения: мята перечная, тысячелистник обыкновенный, подорожник большой, мать-и-мачеха, ромашка аптечная, зверобой, кислица. Фитоогород размещён  на открытом, не затененном пространстве. Большое внимание уделяется разбивке грядок на фитоогороде. Грядки разбиваются шириной 60-70 см для того, чтобы дети могли без физических усилий дотянуться до середины грядки. Длина грядки – 2,5-3 м. Эти размеры позволят удобно разметить всех детей во время наблюдений и трудовой деятельности. Между грядками оставлено пространство шириной 50 см для дорожек. Знакомство  дошкольников с лекарственными растениями направлено на формирование здорового и безопасного образа жизни.

Интересным объектом сада является клумба «Живые часы». Это небольшая  клумба, на которую посажены специально подобранные цветковые растения, которые «засыпают» и «просыпаются» в строго определённое время суток. Растения высаживаются на клумбу в зависимости от того, в какое время у них открываются и закрываются лепестки.

    Клумба разделена на 12 секторов (один сектор на каждый час). В каждый сектор по часовой стрелке высаживается определённый вид цветковых растений. Этот объект сада является не только его украшением, радующим глаз, но и развивает у ребенка чувство прекрасного. Наблюдение за цветковыми растениями, растущими на клумбе, позволяет детям расширить и углубить свои знания и представления о морфологических особенностях цветковых растений, их многообразии, выявить полезные свойства.

     На территории плодово-ягодного сада сооружен небольшой бревенчатый домик, так называемая «Избушка Айболита», хранящий инвентарь и материалы, с помощью которых дошкольники ухаживают за живыми объектами. В результате трудовой деятельности  дети приобретают навыки обращения с орудиями труда, формируется умение контролировать свои действия.  С целью  эстетического оформления  территории плодово-ягодного сада применено вертикальное озеленение фасада «Избушки Айболита», для этого использован дикий виноград.

      В саду так же есть скамьи и столики для отдыха. Здесь дети могут поделиться впечатлениями об увиденном в мире природы, заняться изготовлением поделок из природного материала, изобразительной деятельностью.

      Для работы с детьми на участке нашего плодово-ягодного сада можно  применять следующие методы. Во-первых, это ежедневные систематические наблюдения за природными объектами сада. В процессе этих наблюдений дети обогащаются информативно, получают необходимые им знания о природных объектах, формируется положительное отношение к природе, развиваются чувства и эмоции. Во-вторых, это посильная для детей трудовая деятельность. В процессе трудовой деятельности у детей формируются определённые трудовые умения и навыки. Главная цель этого метода – сформировать у детей привычку трудиться, потребность в уходе за окружающим миром природы, создании оптимальных условий для роста и развития каждого живого объекта[3]. В-третьих – это обязательные беседы и чтение художественных произведений,  дидактические игры, организуемые в зоне отдыха. А для развития творческих способностей дошкольников на территории плодово-ягодного сада  организуется поисково-исследовательская деятельность.

    Необходимо обратить внимание на то, что грамотная с точки зрения экологии, организация экологически развивающей среды обеспечит проявление у каждого ребёнка интереса и потребности во взаимодействии, общении с объектами природы, поможет сформировать становление ценностного отношения ко всему живому.

Таким образом, экологическая среда, обогащенная многообразием связей с живыми организмами, обладающая функциональной значимостью в образовательном процессе ДОО, позволит успешно развивать экологическую культуру детей дошкольного возраста.

Литература

  1. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы - СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26).
  2. Гончарова Е. В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е. В. Гончарова – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. – 326 с.
  3. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева. – 4-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2009. – 224 с.
  4. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду [Текст] Н. А. Рыжова – М. : Изд. дом «Карапуз», 2004.

 

Категория: Публикации | Просмотров: 2536 | Добавил: Admin | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 302

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz