Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 19.05.2024, 01:22

Сайт преподавателя Макашиной Т.Ю.

Меню сайта
Форма входа

Разное

Главная » 2016 » Февраль » 15 » К ВОПРОСУ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ПРОВЕДЕНИЯ НАБЛЮДЕНИЙ В ПРИРОДЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ (В КОНТЕКСТЕ СТРАТЕГИИ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО
19:20
К ВОПРОСУ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ПРОВЕДЕНИЯ НАБЛЮДЕНИЙ В ПРИРОДЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ (В КОНТЕКСТЕ СТРАТЕГИИ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО

Новая наука: от идеи к результату: Международное научное педагогическое издание по итогам Международной научно-практической конференции (29 января 2016, г. Сургут)./ в 3 ч. Ч2. – Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2016. – С. 59-63.

 Макашина Т.Ю.,

кандидат педагогических наук, доцент

Государственный социально-гуманитарный университет,

г. Коломна, Российская Федерация

 

К ВОПРОСУ  ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ПРОВЕДЕНИЯ  НАБЛЮДЕНИЙ В ПРИРОДЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ (В КОНТЕКСТЕ СТРАТЕГИИ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ)

 

С введением нового закона «Об образовании в РФ» (2013 г.) дошкольное образование становится уровнем общего образования – той фундаментальной ступенью, на которой закладывается система знаний, отношений, ценностно-смыслового восприятия  мира природы, формирования безопасного образа жизни. И основные ориентиры стратегии образования для устойчивого развития («…готовность жить и действовать в быстро меняющихся условиях, участвовать в планировании, предвидеть последствия предпринимаемых действий») [1] успешно могут решаться в дошкольном детстве, при правильном включении целевого, содержательного, организационного и рефлексивного компонентов в работу с детьми дошкольного возраста.

Вопрос  значимости наблюдений (методика организации и  проведения) дошкольников в природе рассматривался многими отечественными исследователями (А.А. Быстров, А.И.Васильева, С.А. Веретенникова, Э.И. Залкинд, Л.К. Матвеева, Е.И. Тихеева, Т.Г. Саморукова) и другими.  На наш взгляд, он не потерял своей актуальности и во втором десятилетии XXI века в связи с запросами общества на переход к гармоничному развитию в системе «человек-природа-общество», в котором личность проявляет любознательность, познавательную мотивацию, обладает установкой позитивного отношения к миру природы.

Среди современных источников информации: наблюдение, общение, слово, книга, компьютер (классификация исследователя Т.Е. Соколовой), и с этим нельзя не согласиться, наблюдение представлено, как чувственный опыт познания окружающей действительности, вследствие чего дошкольник постепенно учится устанавливать причинно-следственные связи между объектами живой и неживой природы.

Теория отражения, разработанная В.И. Лениным, рассматривает познание как сплав чувственного восприятия и абстрактного мышления. Познание, имеющее и естественнонаучную основу,  и физиологическую основу (учение И.М. Сеченова о рефлексах, учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности) обуславливает связь первой и второй сигнальных систем  ребенка и собирает воедино у дошкольника такие процессы, как ощущение, восприятие, представление и мышление.

Многими учеными-педагогами прошлого времени подчеркивалась значимость не только чувственного восприятия окружающего мира дошкольником в процессе систематических наблюдений за миром природы, но и формирование такого качества личности, как наблюдательность (Я. А. Коменский,  Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, М. Монтессори, Л.К. Шлегер, Е.И. Тихеева и многие другие).

Так, например, М. М Монтессори пишет: «Наши дети вдумчивые наблюдатели окружающего» [2].

В.Ф. Одоевский в своем рассказе «Два дерева» (сказки дедушки Иринея) акцентирует внимание читателя на постепенном формировании наблюдательности главного героя Петруши при взаимодействии его с объектами живой природы (осмотр яблони, любование яблоневым  цветом, подмечание изменений, происходящих с яблоней).

Ретроспективный анализ научных источников сегодня дает полное обоснование к рассмотрению  наблюдения с разных позиций.

Во-первых, наблюдение (с дидактической точки зрения) является одним из важных методов познания объектов природы детьми. Отсюда следует, что наблюдение – это целенаправленное восприятие, рассматривающееся как основной компонент. Восприятие позволяет рассмотреть природный процесс или явление в развитии, отметить его изменения. На помощь восприятию приходит мышление, позволяющее выделить главные, существенные признаки и второстепенные. Ведущая роль отводится воспитателю, как основному организатору данного дидактического метода, предваряющего его в практику. Воспитателю необходимо продумать: цель, задачи, отбор содержания проведения наблюдения; мотивацию детей;  виды деятельности дошкольников.

Во-вторых, наблюдение является сложным познавательным процессом, где сочетается единство чувственного (совместная деятельность анализаторов) и рационального (формирование представлений, развитие мышления, речи). Для обеспечения результативности наблюдения как познавательного процесса Т.А. Васильева выделяет следующие компоненты: мотивация детей к объекту предстоящего наблюдения; сосредоточение произвольного внимания на наблюдаемом объекте, самостоятельное наблюдение за объектом; закрепление и уточнение информации о наблюдаемом объекте в виде фиксации наблюдения.

В-третьих,  наблюдение рассматривается как психологическая деятельность, включающая в себя восприятие, мышление и речь (Б.Г. Ананьев), в результате которой дошкольник приобретает важное качество личности – наблюдательность, способствующая не только искать различия, признаки сходства наблюдаемых объектов мира природы, но и подмечать малозаметные  их особенности. Деятельность наблюдения (В. И. Логинова, Л.К. Матвеева, П.Г. Саморукова) начинаясь с постановки цели, задач, завершается результатом, представленным продуктивной деятельностью дошкольников.

 Будущему педагогу необходимо знать, что от правильной организации и проведения наблюдения будет завесить не только развитие познавательной сферы, но и формирование экологической культуры дошкольника, прогнозирование личностных позитивных действий ребенка в отношении объектов природы.

Еще необходимо учесть характер и вид наблюдения, которые  зависят от многих параметров: возраста детей, цели и задач, форм организации, места и объекта наблюдения.

В качестве примера мы остановимся на задании (тема «Лето» по  примерной основной образовательной программе  дошкольного образования «От рождения до школы» авторского коллективы Н.Е. Вераксы), предлагаемом студентам для выполнения по учебной дисциплине теория и технологии экологического образования детей [3]:

- Определите содержание возможных наблюдений в следующей ситуации: в летнее время воспитатель приходит с детьми  на участок детского сада, где густо растет  липа и  летают пчелы, ориентируясь на следующие критерии его организации и проведения.

1.Наличие комплекса задач, направленных на развитие ребенка. Воспитателю необходимо расширять знания детей о цветущих деревьях, насекомых; развивать словарный запас ребенка; устанавливать причинно-следственные связи между объектами природы; воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

2. Логика хода наблюдения, части, их взаимосвязь. Воспитатель выстраивает наблюдение из трех взаимообусловленных частей: вступление, основная часть и заключение.  Вступление проводится в форме беседы о летнем времени года (длинный день, много света и тепла, небо ясное, цветут кустарники и деревья, в пору массового цветения растений летает много насекомых и т.д.). Основная часть посвящена изучаемым объектам (рассмотрение липы, строение листочков и цветочков, их аромата; разговор о пчелах как насекомых, чем питаются, где живут; указание на взаимовыгодные отношения пчелы и липы; наблюдение за полетом пчел, сбором нектара). Заключение направлено на подведение итогов всего наблюдения.

3. Приемы привлечения внимания детей к наблюдению осуществляется постановкой перед ними проблемной ситуации, загадыванием загадки про мед, решением познавательной задачи.

4. Приемы побуждения животного к поведению осуществляется воспитателем по пути к липе. Он акцентирует внимание детей напоминанием правил поведения – не шуметь, не бегать, вести себя внимательно и спокойно.

5. Использование приемов активизации умственной деятельности детей выстраивается посредством приема сравнения (пчела, муха, жук, стрекоза, бабочка сравниваются по внешнему облику). Исследователь Е.А. Аркин утверждает, что посредством сравнения дошкольник «как бы накладывает на предметы более густые краски, делая их для себя нагляднее, конкретнее и ярче, придает обыденному необычайный вид и таким путем питает свою эмоциональность. Иногда эти сравнения поражают, совей оригинальностью, и вскрывают неожиданные результаты детской наблюдательности» [4].

6. Включение практических, игровых, обследовательских действий в наблюдении. Детям предлагается рассмотреть под лупой особенности строения цветков липы, вдохнуть аромат, поиграть в  дидактическую игру «Узнай по описанию» (ребенок или воспитатель описывает  деревья, необходимо узнать и показать это дерево на участке).

7. Использование вопросов различных по характеру на установление причинно-следственных связей. Воспитателем организуется беседа по вопросам: - в какое время года зацветает липа, почему? - зачем пчелы слетаются к цветкам липы? – какую пользу получает человек от липовых цветочков? и т.д.

8. Позиция педагога в наблюдении, как образца для подражания.

Воспитателю, как организатору наблюдения, необходимо заинтересовать дошкольников в наблюдаемых объектах природы; побуждать детей к беседе. Дошкольник учится не только давать грамотные ответы на поставленные вопросы, но формулировать их.

9. Характер результативной части наблюдения. Воспитатель подводит детей к выводу, что пчелы – трудолюбивые насекомые, приносят пользу, то есть собирают мед и их надо беречь. Предлагает поиграть в  подвижную игру «Цветы и пчелы» (движения выполняются в соответствии со словами).

Заключительным моментом наблюдения, о котором необходимо помнить будущему педагогу – это  его фиксация (можно назвать рефлексия деятельности). Фиксацию наблюдения можно провести во второй половине дня после полдника в организованной детской деятельности в форме: рассказа об увиденном, зарисовке, аппликации, лепке, разыгрывании ситуации.

На основе вышеизложенного, можно сделать вывод, что будущий педагог (в контексте стратегии образования для устойчивого развития) грамотно подойдет к организации и проведению наблюдения в природе с дошкольниками, если будет вооружен теоретическими и методическими знаниями и умениями, готовыми их применить в незнакомой (новой) для него ситуации.

 

Список использованной литературы:

  1. Национальная стратегия образования для устойчивого развития в Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.unece.org/fileadmin/DAM/env/esd/Implementation/NAP/RussianFederationNS.r.pdf (дата обращения 1.10.2013).
  2. Тихеева Е.И. Дома ребенка Монтессори в Риме, их теория и практика. – Пг., 1915.
  3. Сайт преподавателя Макашиной Т.Ю. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:

http://makashina.ucoz.ru/blog/zadanija_dlja_sozdanija_quot_portfolio_rabot_quot_po_titehod/2013-09-11-43 (дата обращения 09.09.2014).

  1. Аркин Е.А. Дошкольный возраст. – М., 1948,С.61.

 

@ Макашина Т.Ю., 2016

 

 

 

 

Категория: Публикации | Просмотров: 2560 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Календарь
«  Февраль 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
29
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 302

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz