Начальное
и дошкольное образование в условиях модернизации: проблемы и перспективы
Современное российское образование рассматривается
как сфера духовного производства личности, продуктом которого являются не
только освоенные знания, но и выявленные потенциал личности, внутренние силы
человека, уровень его самореализации. Модернизация образования при таких
условиях должна выступать способом эффективного решения его насущных проблем.
Об этом и многом другом говорилось на Всероссийской с международным участием
научно-практической конференции, организованной на педагогическом факультете 17
апреля 2013 г. Сама конференция «Начальное и дошкольное образование в условиях
модернизации» проходила под грифом Международной академии наук педагогического
образования (отв. организатор академик МАНПО д.п.н., проф. Широких О.Б.), была инициирована с позиции реализации
культурологической парадигмы в
воспитании и обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста,
становления их как субъектов культуры.
Доклады пленарного заседания охватывали
основные вопросы современного образования. В своем выступлении «О некоторых проблемах модернизации
российского образования» к.п.н, доцент, зав. каф. НДиСО Макашина Т.Ю. раскрыла суть и особенности
модернизации отечественного образования, перспективы реализации стандартов,
вводимых в дошкольную и школьную ступени. Основная идея инновационного
образования дошкольников и младших школьников - разработка стратегий построения
индивидуальных образовательных траекторий детей. Были приведены примеры,
раскрывающие практические смыслы работы современного воспитателя, создающего
для детей необходимые условия для личностно-ориентированного обучения.
Гость из Санкт-Петербурга, к.п.н, психолог
Верещагина Н.В. обосновала основные принципы коррекционно-развивающей работы с
детьми дошкольного и школьного возраста. Был продемонстрирован видеоролик, в
котором с особой душевной теплотой
рассказано о судьбе так называемых «особых детей», их проблемах взаимодействия
с обществом, поставлены вопросы о возможных путях реализации инклюзивного
образования как пространства, основанного на новых формах для детей с разными
стартами, что диктует необходимость создания структурно-функциональной модели,
спроектированной на основе интеграции системного и компетентностного подходов.
В докладе к.п.н., доцента кафедры НДиСО
Губановой Н.Ф. «Электронные образовательные ресурсы как средство организации
развивающей среды в ДОУ» был отражен ретроспективный подход к современным
вопросам педагогики, которая сегодня определяется как педагогика развития. Это
и есть новая целевая установка дошкольного образования, его системообразующая
основа: педагог и ребенок – это два мира, находящихся между собой в постоянном
культурном диалоге, при этом взрослый выполняет роль посредника между ребенком
и обществом, вводит его в социум. Далее докладчиком была представлен новый
проект «Виртуальный детский сад» как сетевой многофункциональный проект,
современный вариант устойчивой инфраструктуры, разработанный авторским
коллективом под рук. д.п.н., проф. Комаровой Т.С., проект, в котором
реализуются концептуальные идеи педагогики
развития, отраженные в девизе новой ресурсной программы: «Дай мне руку, и мы
вместе совершим шаг в будущее!». Данный проект был реализован в рамках Проекта
Министерства образования и науки РФ по обеспечению дистанционной поддержки
дошкольного образования и апробирован в 10 регионах России.
Дальнейшая программа конференции
развивалась в ракурсе нескольких секций, которые отражали современные направления
развития образования детей. В секции «Теории и технологии обучения и воспитания
детей в условиях современного образовательного пространства» (рук. к.п.н.,
доцент Космачева Н.В.) были подробно рассмотрены вопросы формирования
духовно-нравственной культуры личности (докладчик к.п.н., доцент Космачева
Н.В.), особенности дифференцированного подхода к младшим школьникам в процессе
обучения (к.п.н., доцент Смирнова О.М.), принципы научно-исследовательской
работы как средства развития информационных компетенций младших школьников
(асс. Гуськова М.А.), приемы
гражданского воспитания младших школьников в рамках аксиологического подхода
(к.п.н., доцент Иванова Н.А.), особенности творческого развития детей в
условиях интеграции различных видов изобразительного искусства (ст. преп.
Бубунец С.О.), формы взаимодействия ДОУ и семьи в социально-эмоциональном
развитии дошкольников (ст. преп. Крестова И.С.).
Вторая секция «Коррекционно-развивающая
работа с детьми дошкольного и школьного возраста в условиях модернизации» (рук.
ст. преп. Белая В.Ю.) обозначила новые направления в обучении детей, требующих
специального психолого-педагогического сопровождения. Были обсуждены вопросы
логопедической работы с детьми в коррекционной школе VIII вида (докл. ст. преп. Белая
В.Ю.), проблемы развития речи младших
школьников с общим недоразвитием речи в условиях интегрированного обучения
(Ткачева В.В.), особенности организации перспективного планирования в старших
классах коррекционной школы VIII
вида (ст. преп. Глазкова Е.В.). В рамках секции представлен мастер класс на тему
«Использование "Ленты времени" в работе
по ознакомлению с окружающим миром детей с ЗПР» (ст. преп. Ульянова
О.И.).
Заключительной стала секция по актуальным
проблемам школьного и дошкольного образования (рук. к.п.н., доцент Губанова
Н.Ф., к.п.н, доцент Смирнова О.М.), организованная в рамках НИРС за 2012-2013
уч. г.г., в процессе которой студенты педагогического факультета представили
свои научно-исследовательские работы, выполненные под научным руководством
преподавателей кафедры НДиСО. Наиболее интересные и качественные доклады были
отмечены призовыми местами.
кпн, доцент кафедры НДиСО Губанова Н.Ф.
|